aif.ru counter
АиФ - РостовЮлия Морозова 0 876

«В России Бога иначе чувствуют». Митрополит Меркурий о вере и жизни монаха

Все материалы сюжета Знаменитые жители Дона

Как стать монахом, что нужно знать о таинствах венчания и крещения, какая разница между православными приходами в США и России и есть ли личная жизнь у Владыки – в интервью «АиФ на Дону» рассказал митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий.

Владыка Меркурий: в России иначе чувствуют Бога.
Владыка Меркурий: в России иначе чувствуют Бога. © / Митрополит Меркурий / Из личного архива

Встреча корреспондента «АиФ на Дону» с архиереем Русской Православной Церк­ви митрополитом Ростовским и Новочеркасским Меркурием проходила в его рабочем кабинете.

Современная офисная мебель, на столе - документы, зажжённая лампадка, рядом - панагия (круглая икона, обычно носимая на груди, часть архиерейского облачения – ред.).

Вопросов было много: о воспитании детей, вере и о жизненном пути самого Владыки. А судьба у него интересная, хотя как раз о себе митрополит говорил неохотно, мол, прочитаете биографию.

Досье

Митрополит Меркурий. Родился 21 января 1964 г. в Порхове Псковской области в семье рабочих.

В 1981 г. окончил среднюю школу.

В 1982 г. поступил в Ленинградский педиатрический медицинский институт, который окончил в 1989-м, получив диплом врача-педиатра.

12 марта 1988 г. пострижен в монашество

Целитель души и тела

Юлия Морозова, «АиФ на Дону»: Что побудило Вас встать на монашеский путь, да ещё в столь молодом возрасте?

Митрополит Меркурий: Я рос в обычной рабочей семье на Псковщине. Мечтал стать священником, врачом или учителем. Как-то, в восьмилетнем возрасте, в храме я вдруг почувствовал присутствие Бога. Он будто коснулся моего сердца. Я испытал счастье, понимая, что он рядом со мной, что он видит, слышит меня, разговаривает со мной.

В этот момент в храме мне стало так хорошо, что я не мог представить лучшего места на земле. Из церкви я вышел другим человеком. Этот день помню до сих пор в мельчайших подробностях, и тогда испытанное чувство сохранилось во мне до сих пор.

В 80-е годы посвятить себя Церкви, поступить в духовную семинарию было не так просто, тем более мне, мальчику из маленького провинциального городка. По благословлению одной прозорливой старицы я подал документы в педиатрический медицинский вуз. Врач и священство – это очень близкие по смыслу служения. Мне было интересно учиться и работать.

В 24 года я принял постриг в монашество. А через год отправился служить священником Никольского храма в Калининград. Да, мои представления о монашестве были совсем другие: я мечтал о тишине кельи, об аскезе, длинных богослужениях, молитвах, о беседах со старцами. И уж менее всего думал о архиерейской кафедре, административной власти, о заграничных командировках. Но получилось всё наоборот. Однако я нисколько не разочарован, что стал монахом. Если бы имел семью, то не смог бы отдавать всё своё время служению Церкви.

Владыка Меркурий: перед тем, как принять какое-то решение, прочитайте Символ веры для начала. Фото: Из личного архива митрополита Меркурия

- Получается, что в Калининграде вы оказались в 90-е «лихие» годы. Да и сам край тогда считался одним из криминальных. Шли ли люди в храм в это неспокойное время?

- Калининградский регион был тогда самым атеистическим наряду с Сахалином. Мы часто вспоминаем, как наш нынешний патриарх приехал туда архиепископом. Вышел на перрон вокзала, а люди стали подходить к нему и дёргать за бороду, мол, не приклеена ли: «Правда, настоящий священник?»

Первый приход организовали в маленькой комнатке частного дома. Потом власти выделили место с полуразрушенным фундаментом немецкой кирхи. Первый секретарь обкома тогда усмехался: «40 лет приход просили, ещё 40 лет будете его восстанавливать». Но верующие справились за полгода.

А потом началось восстановление приходов в других городах Калининградской области. Может быть, большое количество вновь отстроенных храмов стало залогом того, что этот регион остался в составе страны. Ведь там были довольно сильные сепаратистские настроения. Наверное, можно бросить свои коровники, школы и поля, но люди никогда не оставляют свои национальные святыни.

- А отличаются ли прихожане калининградские и ростов­ские?

- Люди, живущие на северо-западе страны, трудно поддаются убеждениям. Им надо привести железобетонные аргументы, но уж если они во что-то поверили, то это до конца жизни. Южане другие: мгновенно вспыхнули, а назавтра забыли. Приходится их постоянно подогревать. Надо учитывать взрывоопасную смесь разных кровей и наций, плюс многовековая казачья вольница.

Клуб по интересам?

- Вы были управляющим Патриаршими приходами в США. Не хотели ехать в далёкую и чужую страну?

- У монаха не может быть «хочу». Вчера мне принесли заявление: «Прошу перевести меня на другое место… по собственному желанию». Я написал: «Нет ничего более вредоносного в духовной жизни, чем собственное желание, оставайтесь трудиться на своем месте».

На самом деле командировка в Штаты была для меня ссылкой по послушанию. Мне не хватало там российской ментальности, нашей широты души, простора. Хотя страна-то большая. В Америке мне и воздух был не тот, и звёзды не так светили. Я русофил. Больше всего скучал по аромату травы. Знаете, как у нас в поле за день нагревается трава, а к вечеру остывает. И весь этот запах переливными отголосками остаётся, и ты его вдыхаешь… Там нет такого.

Мои прихожане? Разные, конечно. Но в Америке приход – это православный клуб по интересам. Когда питейные заведения и клубы ещё не работают. Людям нечем занять себя с утра, кроме как пойти встретиться с друзьями в церкви. И вот такой даме неважно, что на службе происходит. Она в храме для того, чтобы поприсутствовать на трапезе в приходском зале, пообщаться. Не везде, конечно, так. А в России Бога по-другому чувствуют…

- Сейчас во многих семьях говорят: «Не будем крестить малыша, мол, вырастет и сам выберет, кем он хочет быть».

- Ну что ж, некоторые имеют и такую позицию: «Не будем воспитывать своих детей, что вырастет, то вырастет». Потом выросшие чада выгоняют родителей из дому, а те удивляются, как так произошло? Святителю Феофану Затворнику задали вопрос: «Владыко, зачем детей сызмальства учить Богу молиться, у них нет ещё осознания веры. Вера - дар Божий, приходит с годами. Да и то, кому-то даётся, а кому-то нет».

А он им отвечал, что всё это так, но обучая наших маленьких детей молиться, мы прививаем им навыки. Когда они примут дар веры, у них навык уже будет. Сейчас люди сталкиваются с тем, что не умеют ни молиться, ни поститься, ни в церковь ходить, ни читать священное писание. Попробуй, научи этому человека в зрелые годы. К определённому возрасту закладываются конкретные качества, которые потом человек будет развивать: любовь, терпение, трудолюбие, заботу об Отечестве. Этому же учат с самого детства. 

Сила духа

- Обряды венчания и крещения совершаются часто, а не дань ли это моде?

- Вот вы приходите и говорите: «Хочу малыша окрестить», а я вам: «Прочитайте Символ веры для начала». Не знаете? А как же вы будете ребёнка учить и духовно воспитывать? Может, сначала поговорим о вере?

Как-то пришла ко мне пара: «Владыко, благословите, хотим венчаться». Я им: «Ребята, подождите! А как вы жить в семье будете, кто такой муж, кто жена. Мы должны об этом поговорить».

К сожалению, об этом не расскажут родители. Вот про первую брачную ночь могут, а про духовную составляющую брака нет.

А между тем семья - это такая скрепа божественная для рождения детей. Вы женитесь не для того, чтобы поехать на Багамы в медовый месяц, а чтобы род продолжить. Вот об этом говорят в церкви. Если бы этим занимались в загсах, то разводов было бы намного меньше.

Сейчас, чтобы повенчаться или окрестить ребёнка нужно пройти процедуру оглашения, это курс бесед о Боге и вере. А по поводу расценок на эти обряды… Если нет денег, то батюшка не откажет. Лишь бы лукавства не было.

Как-то в Америке ко мне обратилась пара: «Повенчайте бесплатно, нет денег совсем». Я согласился. «И хору не можем заплатить», пообещал им, что споёт и хор. Перед венчанием приезжает к храму фургон, рабочие заносят 30 кадок с живыми сакурами, храм засыпается лепест­ками роз, потом подкатили и невеста с женихом в нарядах «от кутюр».

Я стою в шоке. Обряд провели, но вот я думаю, как они жить будут? В основу своих отношений они положили лукавство. Это какая-то духовная повреждённость.

- Есть статистика, что молодёжи в храмах всё же прибавилось. С чем это связано?

- Обратите внимание на наших спортсменов, «в здоровом теле здоровый дух». Они идут за благословением к Патриарху, совершают молебны. Зачем?

Потому что силы мышц не хватает, нужна сила духа, сила молитвы. Почему многие известные певцы и актёры считают за честь петь в церковном хоре? Потому что там они черпают истоки своей культуры.

Думаю, что всё дело в генетике. Человеку свойственно искать что-то светлое и чистое. Пивнушки и гаджеты этого не дают. В церковь приведёт внутренняя потребность, искание правды и изучение себя и мира вокруг.

- Как вы проводите своё свободное время?

- Машу ему рукой, свободного времени у меня нет. Впрочем, как и отпуска. Вечером читаю, пишу, занимаюсь документами. Но иногда я отключаю телефон, вхожу в свою келью, зажигаю свечку, надеваю монашескую мантию и молюсь в тишине. Вот это самые счастливые мгновения.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Меняется ли ситуация с общественным транспортом в Ростове-на-Дону?
  2. Где в частном доме должен стоять счетчик холодной воды?
  3. Как за шесть занятий бросить курить?
  4. Какие нарушения были выявлены в перинатальном центре Ростовской области?
  5. Что представляют собой Дельфийские иг­ры, которые пройдут в Ростове?
Самое интересное в регионах

Сколько вы готовы платить за продлёнку?