АиФ - Ростов 0 209

Певец прекрасных дам. Чем славится донской композитор

О том, как принимает работы донского композитора избалованная питерская публика, о плате за вдохновение, об отшельническом образе жизни и о ночлеге в степи «АиФ на Дону» поговорил с Леонидом Клиничевым.

Леонид Клиничев с исполнительницами ролей Анны Ахматовой и Марины Цветаевой в Нижегородском театре оперы и балета.
Леонид Клиничев с исполнительницами ролей Анны Ахматовой и Марины Цветаевой в Нижегородском театре оперы и балета. © / Из личного архива

«На моё счастье жена сейчас целыми днями пропадает на работе. И я спокойно творю», - усмехается известный композитор, профессор Ростовской консерватории имени Рахманинова Леонид Клиничев.

Недавно на сцене Мариинского театра показали монооперу маэстро «Анна», посвящённую судьбе великой поэтессы Анны Ахматовой. До того спектакль с оглушительным успехом прошёл на сценах театров оперы и балета Владикавказа и Нижнего Новгорода.

Впрочем, «Анна» не первое произведение Леонида Клиничева, поставленное на сцене Мариинки. В 2014 году театр представил его оперу «Бэла» по поэме Михаила Лермонтова. В этом году искушённые питер­ские зрители услышат в Мариинском театре оперы ростовского композитора: «Казаки», «Страсти по Марине» (о Марине Цветаевой) и «Маленький принц».

Справка

Леонид Клиничев. Родился в 1938 г.

Окончил Ташкентскую государственную консерваторию и аспирантуру Московской консерватории им. П.И. Чайковского.

Автор балета «Тихий Дон», опер «Цыган», «Драма на охоте», «Анна», «Страсти по Марине», «Казаки» и др., произведений для хора, симфонического оркестра, фортепиано.

Леонид Клиничев псле одной из премьер. Фото: Из личного архива

Любовь и разлука

Виктория Головко, «АиФ на Дону»: Леонид Павлович, поздравляем вас с успехом «Анны» в Мариинке!

Леонид Клиничев: Я рад, что спектакль приняли очень тепло. Зал был набит битком. Меня покорило, что среди публики было очень много молодёжи. Получается, интерес к судьбе талантливых поэтесс, их стихам питают и молодые люди.

- У вас за плечами уже две оперы о жизни известных поэтесс. Вы настолько неравнодушны к поэзии?

- Скорее, оказался на этой стезе случайно. Сотрудничество с Мариинским театром и существующей при нём Академией молодых певцов началось с того, что мне предложили сочинить оперу (и музыку, и либретто) об Анне Ахматовой. Поскольку моё произведение пришлось театру по вкусу, заказали оперу о Марине Цветаевой.

Поначалу я даже уклонился от ответа. Боялся, что это будет по сути повторением «Анны»... Надо рассказать о биографии человека, его поэзии. Но, по счастью, придумал иной сюжетный ход. В «Анне» - жизнь поэтессы от начала до конца. А в «Страстях по Марине» действие начал с момента, когда у Цветаевой арестовывают мужа и дочь. И во главе угла - неустроенность её жизни, отчаяние, страх за судьбу близких... А ещё это опера в письмах. Из-за кулис звучат отрывки из её дневника и писем, отправленных во второй половине жизни. В некоторых - малоизвестные широкому читателю события жизни Цветаевой. Например, совершенно умопомрачительная любовь, которая была у неё в эмиграции, в Чехии, с белым офицером Родзиковским. И она каким-то страшным усилием воли ради детей, мужа порвала с ним. Писала: «На костях своих близких счастья не построить».

Кстати, на этом мои «жен­ские оперы» не кончились (усме­хается). Не так давно Мариинский театр решил продолжить цикл небольших произведений об известных российских женщинах-поэтессах. Так что сейчас работаю над оперой о Зинаиде Гиппиус, а в ближайших планах - сочинение, которое будет посвящено Белле Ахмадулиной.

- Слышала, либретто для одной из ваших опер написала дочь - Мадина.

- Мне неловко расхваливать дочь. Но у неё и впрямь получилось неплохое либретто к «Маленькому принцу» - первой моей опере для детей. Часть повести Антуана Сент-Экзюпери Мадина переложила на стихи. Это нелёгкая работа... Всё хорошо, кроме одного: либретто вышло уж слишком добрым, бесконфликтным, какова, собственно, и моя дочь (смеётся). Так что пришлось его слегка подправить.

Страсти по тихому Дону

- Многие не позавидуют вашему образу жизни. Вы прослыли затворником. Когда пишете, можете неделями не выбираться из дому... Заснуть удаётся не всегда: мешает музыка...

- Знаете, всё это так. Когда что-то долго не получается, думаю: «Какого чёрта? Мог бы просто преподавать...» Но если музыка начинает звучать в твоей голове, это окупает все творческие муки.

Вот придёт полноценное тепло, начну выбираться на улицу. И буду гулять там, где много старых деревьев и старых домов...

- Вам не раз предлагали перебраться в Москву, за границу. Но вы даже самым соблазнительным предложениям предпочли Ростов, хотя коренным жителем донской столицы не являетесь.

- Я родом из Крыма. Долго жил в Ташкенте, Москве. Интерес к донской земле возник благодаря «Тихому Дону». Это была любимая книга в нашей семье!

Когда учился в Московской консерватории, мною завладела мечта поехать туда, где жил писатель, побродить по станицам, вживую послушать песни, звучавшие в «Тихом Доне». Была, правда, и ещё одна причина. Я страшно не люблю суету, богемную жизнь... А в Москве у меня появилось много приятелей. Тянули на вечеринки. И я понял: если ничего не изменю, меня ждёт пустая-пустая жизнь.

И словно кто-то свыше меня услышал. После аспирантуры меня пригласили именно в Ростовской консерватории возглавить отделение композиции.

- Но собирать песни по дон­ским станицам уже не стали?

- Отчего же? За пять лет объездил половину области. Цимлянск, Романовская, Вёшен­ская, Каргинская, Казанская... А ещё обошёл десятки хуторов. Путешествовал летом поначалу со студентами. Потом два года один. Зачастую именно ходил. Войдя в хутор, у прохожих спрашивал: «Кто тут у вас поёт?» Мне с готовностью объясняли. Ночевал где попало. Однажды не рассчитал своих сил. Темнота застала в степи. Тогда переночевал прямо на земле у дороги.

Зато записал на магнитофон, который носил в своём рюкзачке, больше 400 народных песен! После часть из них использовал в своём балете «Тихий Дон», который шёл на сцене ленинградского театра им. Мусоргского.

После я всё же возвращался в Москву, но потом вновь приехал в Ростов, о чём никогда не жалел. Композитору, мне кажется, противопоказаны любые столицы с их суетой...

Потом сказала своё слово госпожа Удача: меня познакомили с известной итальянской женщиной-импресарио. Мне пошли заказы со всех концов Европы. Писал фортепианные концерты, мессы, хоровую музыку. В 90-х, когда разразился кризис, из Шотландии даже прислали конверт с деньгами на дорогу до Глазго: были уверены, что буду работать там. Я подумал и послал телеграмму, что отказываюсь. Понял, что посвятить жизнь обработке чужой музыки да и сочинять на чужбине не смогу.

Грустная мелодия

- В Европе музыка Рахманинова, Шостаковича, Прокофьева, не говоря о Чайковском или Римском-Корсакове, очень популярна, а в России филармониче­ские залы наполовину пусты...

- Я никогда не забуду, как один чиновник от культуры сказал: «Народу симфонии не нужны». И немало его коллег думают так же...

20% классической музыки, звучащей на всей Земле, - российская! Это очень много. Но при этом у нас культурная среда обросла комом проблем. Культура финансируется по остаточному принципу... Или возьмите такой факт: во времена СССР в стране было огромное количество фабрик, где выпускали пианино. Сегодня по всей России их нет ни одной... Практиче­ски все музыкальные инструменты импортные. Да, это результат разрухи 90-х годов... Но ведь с того момента столько лет минуло, а ситуация не переменилась.

Далеко не всегда выпускники музыкальных вузов востребованы... Нередко молодые и устроятся по специальности, но вскоре из-за нищенских зарплат перегорают и машут рукой на высокое искусство. Уходят в другие профессии.

А что касается того, как пропагандировать искусство... В Европе сейчас популярны лекции для детей и родителей, во время которых приучают к красоте классической музыки, объясняют, как её надо слушать. Лекции крутят по центральным каналам! Вот такая пропаганда и нам бы не помешала...

Хотя люди к настоящему искусству уже тянутся. В Ростов­ском Музыкальном театре аншлаги. Так что немало зависит и от того, с какой самоотдачей трудятся в каждом конкретном учреждении культуры.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Чем завершился конфликт вокруг Александровской рощи в Ростове?
  2. Кто родился в Ростовском зоопарке?
  3. Правда, что на Дону индеек давили трактором?
  4. Ростовчанки спрашивают: можно ли делать прививки беременным?
  5. Сколько праздничных выходных дней будет в 2019 году?
Самое интересное в регионах

Вы курите или нет?