АиФ - Ростов 0 287

«Хуманитас Инжиниринг». Как написать главную пьесу жизни

О поисках сюжетов, творческих муках и любви «АиФ на Дону» рассказала молодой ростовский драматург Мария Зелинская.

Пьеса Марии вошла в десятку лучших драматургических произведений года.
Пьеса Марии вошла в десятку лучших драматургических произведений года. © / Мария Зелинская / Из личного архива

В конце декабря пьесу молодого ростовского драматурга и сценариста Марии Зелинской представит на суд публики один из ведущих российских театров - МХТ им. А.П. Чехова.

Впрочем, эту футуристиче­скую пьесу о любви, название которой произнести непросто, - «Хуманитас Инжиниринг», признание уже нашло: она вошла в десятку лучших российских драматургических произведений года.

Досье

Мария Зелинская. Родилась в 1988 г. в Ростове.

Окончила факультет филологии и журналистики ЮФУ.

Финалист и лауреат конкурсов и фестивалей современной драматургии - «Премьера.txt», «Любимовка», «Авторская сцена» и др.

В конце декабря спектакль «Механика любви» по её пьесе представит МХТ им. А.П. Чехова.

В последнее время Мария Зелинская всё больше погружается в мир кино: пишет сценарии как для художественных фильмов, так и для документальных лент, короткометражек, для нескольких сериалов, которые в будущем году покажут центральные телеканалы. Оказался успешным и экспериментальный документальный кинопортрет Ростова - фильм «Напротив левого берега», в котором Зелинская выступила в качестве сценариста.

«АиФ на Дону», Виктория Головко: Маша, года три назад в интервью нашей газете вы, молодой, но уже успешный автор, победительница всероссийского конкурса «Дебют», говорили: «Первой настоящей пьесы у меня ещё не было. Вот, может, лет через 20, когда стану взрослой тёткой...»

Мария Зелинская (смеётся): Что вы, её нет и поныне! Обо всём этом рано говорить. Вот сейчас, перед премьерой, жутко трушу: а не подвела ли я зрителей и театр, не много ли в пьесе монологов, не скучное ли действо?

Сомнения терзают меня очень часто. Но мой добрый учитель, драматург Владимир Левано, которого, к сожалению, уже нет в живых, говорил: «Самобичевание - неизбежная и очень нужная составляющая творческих профессий».

Невымышленные истории

- Вы не из театральной семьи. Однажды признались: мол, писать пьесы я начала потому, что влюбилась. Это так и было?

- В моей семье действительно никто не имеет отношения к театру, кино или писательству. И отчим, и мама занимались психоанализом. Впервые в театр я попала лет в 15 и буквально влюбилась в замечательного актёра ростовского театра драмы имени Горького - Артёма Шкрабака. Но нет, не по-девчачьи: меня покорили образ, душа героя, которого он играл. Он стал моей музой мужского пола.

Мария Зелинская: Люди живут в плену клише и стереотипов.
Мария Зелинская: Люди живут в плену клише и стереотипов. Фото: Из личного архива Марии Зелинской

А спустя пару лет попала на «Короля Лира» с Михаилом Бушновым в главной роли и расплакалась прямо во время спектакля. Такое впечатление, что ты был слепым и вдруг прозрел, а мир расцвёл яркими красками. Вообще я очень стеснительная. Но была настолько впечатлена, что набралась смелости и, зарёванная, подошла к завлиту: «Возьмите меня в театр на работу кем угодно! Готова мыть полы, продавать программки или билеты». Со временем меня приняли в театральную семью.

А в тот вечер, поговорив со мной и узнав, что я учусь на журфаке Ростовского госуниверситета, предложили попытаться писать о театре. Я получила возможность достаточно близко общаться с некоторыми мастерами ростовской труппы. Видела, что работа на сцене давалась им совсем нелегко. Помню, как тот же Михаил Ильич Бушнов, который стал для меня родным человеком, мог в гримёрке часами искать нужную интонацию даже для крохотной реплики своего героя. И пока не находил, очень переживал, был в плохом настроении. В жизни он немного прихрамывал: давало знать фронтовое ранение. И только на сцене хромота чудесным образом пропадала... Вообще к театру, своим ролям он относился чрезвычайно серьёзно. Выкладывался по максимуму.

Потихоньку я начала писать пьесы. В стол. Помню ли свою первую? Да, она была чудовищной. Я её уничтожила.

Но слух, что я увлеклась драматургией, пошёл. И спустя время Фёдор Наретя - актёр ростовской драмы, который как раз открывал свой театр-студию «Турандот», попросил для него пьесу. Я назвала её «Недетская история».

- Эта пьеса - о беспризорниках. Почему вы, домашняя девочка, взялись за такой сюжет?

- Думаю, чтобы писать о беспризорнике, необязательно им быть. Мне была знакома тоска по родителям. Мама была блистательным психотерапевтом, она помогла устроить жизнь, обрести счастье тысячам пациентов! Но возвращалась домой поздно. Мне её не хватало. А после я просто начала «подсматривать» за жизнью, оттого и занялась документальной драматургией, где выдумки нет или очень мало. Написала пьесу о подруге, пережившей изнасилование, о ребятах-волонтёрах, которые работают больничными клоунами, пытаясь скрасить будни тяжело больных малышей. После получилась по сути исповедь.

- ...Пьеса «Слышишь?» Она о любви женщины, умирающей от рака, и её 18-летней дочери...

- Моей мамы не стало, когда ей было только 40 с хвостиком. Той пьесой мне хотелось пусть постфактум, но извиниться перед ней за то, что, как мне кажется, сказала ей недостаточно слов любви. Я не всегда могла просто спокойно сесть рядом, взять её за руку и помочь принять то, что случится... А лично мне пьеса дала главное. Я поняла, что светлых и счастливых дней в последние месяцы маминой жизни всё же было куда больше, чем омрачённых горем из-за приближающейся смерти. В тёплые осенние дни я выносила во двор мягкое кресло. Мама сидела и дышала воздухом. С восторгом бегала вокруг наша такса.

Мария Зелинская: Уберите фразу о роботах, а всё остальное - это правда жизни.
Мария Зелинская: Уберите фразу о роботах, а всё остальное - это правда жизни. Фото: Из личного архива Марии  Зелинской

Герой не её романа

- Маш, извините, но и пьеса «Хуманитас Инжиниринг», которую сейчас ставят во МХТе, разве она документальная? Сюжет её в том, что женщина, которой под 30, отчаялась встретить любимого человека. И несёт скопленную с огромным трудом крупную сумму в агентство, где изготавливают людей-роботов, учитывая все пожелания заказчика.

- Ну, вы уберите фразу о роботах, а всё остальное - это правда жизни. Пьеса о том, что люди порой живут в плену клише и стереотипов, бог весть почему сформулированных ожиданий. А любовь - стихия, которая накрывает, не спрашивая твоего желания.

Несколько лет назад я встретила главного мужчину своей жизни. И в ужасе от того, что могла оттолкнуть его из-за дурости, которая сидела у меня в голове. Он не подходил под большинство пунктов образа идеального му­жа, который у меня сложился! А вообще у меня своя теория любви.

- И какая?

- Мне кажется, вряд ли стоит искать любовь, с надеждой озираясь на футбольных матчах или в барах. Важно любить какое-то своё «зёрнышко» - профессию, увлечение. И если человек в этом успешен, то наполняется светом, счастьем. На такую женщину мужчины обязательно обратят свой взор. Счастье - это магнит.

Вверх по лестнице...

- Вы участница социальных проектов. Со своими коллегами в колониях Ростова, Азова и Батайска обучали заключённых писать пьесы. В Батайской колонии строгого режима поставили «Короля Лира». Учите азам драматургии ребят из детдомов, детей-инвалидов. Зачастую за всё это не получаете ни копейки...

- Не хочу, чтоб подумали, будто я возомнила себя мессией, который творит добрые дела.

Я руководствуюсь разными соображениями. Для кого-то из моих подопечных приобщение к театру - это терапия. А, может, в будущем эти уроки не пройдут для них бесследно. В той же колонии Батайска, о которой вы упомянули, после наших занятий несколько человек стали ходить в библиотеку и даже пробуют писать пьесы. Я верю, что у них получится. А я таким образом становлюсь ближе к жизни, я собираю там человеческие истории. Так что, в общем-то, просто делаю свою работу. И если это вдохновляет кого-то на творчество, если помогает найти в жизни отдушину, новый смысл или стать пусть чуточку лучше, я счастлива.

- Скоро у вас премьера во МХТе, но в последнее время вы увлечены, как я понимаю, кино и телевидением.

- Недавно с Исмаилом Сафарали мы написали сценарий фильма «Ночной прилив». Съёмки начнутся летом. Это история о том, как у девочки погибает папа-рыбак: на берегу находят его разбитую лодку. Но она не верит в его смерть. С Тиграном Агавеляном закончили сценарий драмы «Пустые дни» о священнике, сын которого убивает человека. И он чувствует, что не до­стоин больше служить Богу... А работаю сейчас над... детективом. В общем, пока всё складывается довольно успешно. А вы поплюйте, чтобы не сглазить.

Мария Зелинская: Счастье - это магнит.
Мария Зелинская: Счастье - это магнит. Фото: Из личного архива Марии Зелинской
Материал подготовлен: Виктория Головко

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Как ростовские школьники попали на Байконур?
  2. Как 1 Мая будет ходить транспорт в Ростове-на-Дону?
  3. Декорации телесериала «Тихий Дон» стали этнографическим комплексом?
  4. Правда, что во время грозы в Ростове погибла женщина?
  5. На сколько лет осудили директора «Ванта», обманувшего дольщиков?
  6. Кто стал обладателем титула «Учитель Дона-2017»?
  7. Кто из донских депутатов Госдумы самый богатый?
  8. Новое жильё вдове фронтовика. «АиФ на Дону» выступил – меры приняты
  9. Как ростовская пенсионерка погибла от рук наркомана средь бела дня?
  10. Что характерно для новорожденных близнецов и двойняшек? Мнение специалиста

Противоречит ли празднование Хеллоуина российскому законодательству?