АиФ - РостовЮлия Морозова 0 760

«Жену пилил и протыкал шпагами». Артист о тайнах фокусов и цирковой жизни

Как стать акробатом на роликах, сделать фокус с «распиливанием» человека, во сколько лет лучше оставить манеж и создать семью, «АиФ на Дону» рассказал цирковой артист Руслан Братко.

Руслан Братко: Манеж всегда казался мне местом, где происходят чудеса.
Руслан Братко: Манеж всегда казался мне местом, где происходят чудеса. © / Руслан Братко / Из личного архива

Цирк – это особая жизнь, где за ослепительными улыбками артистов скрываются многочасовые изматывающие репетиции. Не каждому открывается этот мир. Но тех, кто туда попал, он завораживает своим блеском и часто уже не отпускает.

Цирковой артист Руслан Братко рассказал «АиФ на Дону» о своём прошлом под куполом и настоящем - с ножницами в руках.

Досье

Руслан Братко. Родился 11.11.1975г. в Харьковской области (Украина).

Окончил Киевское государственное училище эстрадно-циркового искусства.

С 2002г. живёт в Ростове-на-Дону.

Работал артистом цирка с 1998 по 2010гг.

Женат, двое детей.

Начало цирковой карьеры

Юлия Морозова, «АиФ на Дону»: Вы не из цирковой семьи, а связали свою жизнь с манежем…

Руслан Братко: Манеж всегда казался мне местом, где происходят чудеса. К тому же мой дядя был эквилибристом, он гастролировал по всей стране. Однажды приехал к нам в Харьков. Его рассказы о цирковой жизни произвели на меня огромное впечатление, такое же, как и его выступления. После этого я стал буквально одержим цирком. Благо, в городе была цирковая студия, куда я тут же записался.

Окончив восьмой класс, устроился на работу в Харьковский цирк униформистом. Работать мне было очень интересно, и на следующий год я поступил в Киевское государственное училище циркового искусства. Конкурс был большой - 15 человек на место. По рассказам дяди, в 60-х годах прошлого века популярность профессии артиста манежа была так высока, что на одно место претендовали 100 человек.

Поскольку моя будущая специальность называлась эквилибрист, я увлёкся першем. Перш - это длинный шест, оснащённый разными приспособлениями. Номер заключается в том, что один артист, стоя на арене, удерживает этот шест на плече или на лбу, а его партнёр, находясь вверху на высоте, на другом конце этого шеста выполняет сложнейшие трюки. Вообще самый древний цирко­вой жанр - это эквилибристы с першами. Акробатов с шестами можно увидеть на старинных китайских фресках. И даже на стене Киевского Софийского собора есть изо­браже­ние номера с першем, исполняемого скоморохом.

Очень важно для того, кто внизу удерживает перш, не нарушить равновесия и держать спину совершенно ровно. Этому меня специально учил друг дяди, замечательный эквилибрист. Малейшее случайное движение - и спину «сорвёшь», и уронишь того, кто сверху на перше трюки выполняет. Мой номер был рассчитан на троих, но так случилось, что между моими партнёрами, парнем и девушкой, вспыхнула любовь, и они предпочли делать что-то своё. А я остался без номера, который готовил к выпускному экзамену… Не знаю, правильным ли это было решением, но тогда я взял академический отпуск. Потом нашёл работу в давно выступающем коллективе акробатов на роликах. А образование закончил лишь через 7 лет.

- Интересное сочетание - роллер-акробат.

- Если описать в нескольких словах наш номер, то мы с лёгкостью выполняли то, что другие не могут сделать без роликов: перепрыгивали друг через друга, выписывали сложные пируэты, сальто-мортале, стойки на руках. Здесь также опасно малейшее неверное движение: чуть зацепился роликом за ковёр манежа  - вся твоя группа повалилась.

Арена для влюблённых

- Знаю, что вы выступали потом как иллюзионист. Что же вас заставило бросить ролики?

- Точнее, кто: моя жена Елена. Мы работали в одной программе, но в разных номерах. Она занималась иллюзионом. После года знакомства поженились. Кстати, на бегу. Позвонили в Ростовский отдел ЗАГС, и в перерыве между гастролями нас расписали. Через несколько лет произошли изменения в программе. Для нас с Леной это означало поезд­ки по разным городам. Меня такая ситуация совсем не устраивала, поэтому я перешёл в номер к жене. И мы вместе стали делать иллюзион.

- Кролики появляются из шляпы?

- С кроликами было бы проще. Мы показывали фокус с «распиливанием» человека.  Для того, чтобы всё прошло гладко, требуется много усилий от обоих партнёров: сложна сама техника выполнения номера. Главный секрет - гибкость артиста, которого помещают в специальный шкаф. В одной половине уже заранее спрятан ассистент, а тот, кого «распиливают», просто сжимается до умопомрачительных размеров. Пила проходит через пустоту, а из шкафа торчат двигающиеся ноги.

Ещё один фокус - это когда ящик с сидящей в нём Еленой я вдоль и поперёк протыкал насквозь длинными шпагами. А она потом выпрыгивала из него целая и невредимая, с ослепительной улыбкой!

- Руслан, секрет откроете?

- Опять же, гибкость и внимательность. Шпаги пропускают сквозь стенки в специально сделанные для этой цели отверстия таким образом, чтобы не задеть девушку. А она должна внимательно следить за клинками, которые проходят вплотную к ней, и быстро направлять их в выходные отверстия. При этом принимает такое положение тела, чтобы лезвия не задели её. Очень важно подавать шпаги строго по порядку, не путать их, иначе это приведет к срыву номера и к несчастному случаю.

- Зрители, наверное, замирали, когда наблюдали за вашими действиями…

- Конечно, но бурные аплодисменты в конце нашего номера всегда нас радовали. Очень интересно реагируют на иллюзион японцы. Мы бывали в Токио и других японских городах. Как в будущее совершили путешествие, настолько они впереди. Будто другая цивилизация. При этом они очень уважают и ценят нашу культуру. На выступлениях иллюзиона ведут себя крайне эмоционально, как дети: кричат удивлённо, ахают. А как потом аплодируют! Мы сначала удивлялись такой реакции, со временем привыкли.

Другая жизнь

- Тем не менее именно после блестящих гастролей в Японии вы с женой приняли решение оставить цирковую жизнь.

- Да. Причин тому много. Цирковая жизнь - это выступления в разных городах, аплодисменты, неплохие заработки. Но что за этим сверкающим фасадом? Ежедневные тренировки, тяжелейшие физические нагрузки, травмы и усталость. Порой отработка одного трюка занимает несколько лет. Сначала тебя радует каждый новый город, но потом…

Кочевой образ жизни хорош до поры до времени. Несколько лет меня восхищало отсутствие бытовых проблем: ты не платишь за коммунальные услуги, не ремонтируешь, например, текущие краны. Это мнение полностью разделяла моя жена Елена.

- Нет квартиры, нет проблем?

-  При этом крыша над головой, пусть и казённая, была всегда. Видимо, человек так устроен, что с возрастом ему просто необходимо иметь свой очаг, куда хочется  возвращаться. Мне захотелось чинить краны, клеить обои и создавать уют! Кроме того, мы хотели детей. Но жизни цирковой им категорически не желали. Постоянные переезды, школа на месяц - это не самое лучшее, что мы можем дать ребёнку. Я неоднократно наблюдал, как дети из цирковых семей пытались выбраться из этой среды. 

Ещё одна вещь, от которой мы с женой очень устали, постоянные конфликты. Цирк  - это мир, где почти каждый «звезда» с собственным «я». Ссоры между цирковыми проходят очень эмоционально, порой и потолкаться могут. Да, коллектив, с которым ты работаешь - твоя семья, но уж очень шумная и импульсивная.

- Вы перечислили много причин, по которым решили уйти из цирка. Но не упомянули возраст.

- У нас действительно ранняя пенсия. Яркий свет софитов беспощаден. Нам важно всегда быть подтянутыми, красивыми, но время, увы, идёт. Когда вижу отчаянно молодящуюся, располневшую артистку цирка, затянутую в облегающее трико, мне и смешно, и грустно. Уходить надо всегда вовремя, а ещё лучше на пике своей карьеры. Это касается цирковой жизни, у неё свои законы. Обычно артисту, утратившему ловкость и молодость, идти некуда. И с арены цирка он переходит в ассистенты, костюмеры или осветители. Это сложно, ведь амбиции с годами не исчезают, желание быть всегда в центре внимания остаётся.

- Но вы решение приняли и кардинально поменяли свою жизнь.

- Да, я смог это сделать. Сначала было очень трудно. Ведь, покидая цирк, артист вряд ли где-либо сможет получать столько денег, сколько зарабатывает под куполом. Но я был к этому готов. Перебрав массу профессий, которыми хотел бы заниматься, я остановился на парикмахере-стилисте. Творческая работа, которая будет всегда востребована, плюс, что немаловажно, мне это интересно. Прошёл обучение и теперь работаю в одном из салонов красоты.

Заработок? Считаю, что достаточный. По крайней мере, жена может позволить себе не работать и заниматься нашим сыном, которому уже 6 лет исполнилось. С нами живёт дочка Елены от первого брака. Во время наших разъездов она постоянно была с бабушкой, а теперь у нас настоящая дружная семья.

Получилось то, о чём мечтал: уютная квартира, куда мне приятно возвращаться по вечерам, спокойная улыбающаяся жена и детки. Иногда вспоминаю своё цирковое прошлое, скучаю по  ярко освещённому манежу, по напряжённо затихшим в ожидании чуда зрителям, по восторженным  аплодисментам. Хорошо, что всё это было, но я так же благодарен судьбе за то, что имею сейчас.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Почему поезд Ростов-на-Дону – Москва отменят во время ЧМ по футболу?
  2. Правда, что в Аксае полицейский шантажировал продавцов?
  3. Правда, что китайский фанат футбола верхом на коне приедет в Ростов?
  4. Сколько зарабатывают донские депутаты в Госдуме РФ?
  5. Когда зацветут тюльпаны в донских степях?
Самое интересное в регионах

У вас есть дачный участок, сад или огород?