Юлия Морозова 0 5387

Степной ЗАГС прошлого. Как любили, женились и разводились донские казаки

Лучшее представление о том, как жи­ли вольные казаки, можно получить в Старочеркасской, старинной столи­це дон­ского казачества.

Филипп Иващенко / АиФ-Ростов

В Старочеркасской еще в 1970 году по инициативе писателя Михаила Шолохова появился историко-архитектурный музей-заповедник.

И теперь туристам, которые прогуливаются по улочкам станицы, кажется, что вот сейчас из куреня выйдет статная чернобровая казачка, а если зайти в девятиглавый Войсковой Воскресенский собор, то можно увидеть, как принимает присягу на верность царю и отечеству легендарный казачий атаман Платов.

Казаки раньше жили как на пороховой бочке, ведь отвоёванные у турок и татар земли надо было постоянно защищать. Их жёны тоже всегда могли встать рядом и вместе с мужем обороняться от врагов. Они прекрасно скакали на лошадях, умели обращаться с огнестрельным и холодным оружием. При этом казачки были и отличными хозяйками. Если муж на войне, то женщины делали всю мужскую работу: пахали, сеяли, косили и даже ходили на рыбалку. Свой дом они содержали в порядке.

Каков был их непростой быт и чем наполнен их день - в материале «АиФ на Дону».

Встаньте в круг

Среди казаков в XVII веке женатых было мало. Всё время в походах, сражениях, до семьи ли тут. Из набегов привозили женщин - черкешенок, турчанок, персиянок.

«Сохранились сведения, что только зимой 1634-1635 годов казаки привели в свои городки 800 женщин с Чубура и 935 с Очаковской (старое название Ачаковская) косы, - рассказывает краевед, публицист, член Союза журна­лис­тов России, Галина Астапенко. - Бывали и обратные ситуации, когда татары или турки захватывали казачку или русскую девушку. Иногда через несколько лет её освобождали. Но у бывшей пленницы уже, как правило, были дети, которых женщина забирала с собой.

Полукровок-приёмышей называли «тумой», а детей, рождённых от брака казака с неказачкой, по происхождению звали «болдырь» (возможно это заимствование из калмыцкого языка, где словом baldr называли незаконнорождённых - Прим. ред.) По сей день фамилия Болдыревы - одна из самых распространённых в донских землях».

До XVII века браки заключались на кругу (майдане). Происходило это так: перед собравшимися выступали женщина и мужчина. Казак говорил: «Ты (называл имя), будь мне женой!». В ответ будущая супруга должна была произнести: «А ты будь мне мужем!». И поскольку решение, принятое на кругу, имело силу закона, то брак считался заключённым.

Сожительство мужчины и женщины без одобрения круга считалось блудом, и виновные могли понести очень строгое наказание. И позже, когда на Дону стало обязательным венчаться в храме, то казаки всё равно сначала заключали по обычаю брак на кругу, и только потом молодые отправлялись в церковь.

На кругу совершались и разводы. И тоже без лишних церемоний. Муж приводил жену и сообщал казакам: «Атаманы, молодцы! Она была услужливая и верная супруга. Теперь она мне не жена, а я ей не муж». Такая жена называлась «отказанной», и её мог тут же взять замуж другой мужчина. В церемонии да­же была некая романтика - новый супруг прикрывал казачку полой своего кафтана, тем самым защищая её от бесчестия и обид.

Любопытно, впрочем, что инициатором развода могла быть и женщина, если, конечно, её поддерживали на кругу. Лишь позже, когда брак стал в обязательном порядке освящаться церковью, развестись стало почти невозможно.

Каша для папаши

Рождению сына радовались больше, чем рождению дочери. Казачье сообщество было в первую очередь содружеством воинов, и рождение мальчика увеличивало силу сообщества, мальчик был продолжателем рода. Кроме того, он приносил в семью земельный пай. Мальчику при достижении 17 лет давали землю, а на девочку надел не нарезали.

Но это можно объяснить тем, что казак, идущий на службу, должен был взять с собой двух лошадей - строевую и вьючную для поклажи, справить обмундирование и обзавестись оружием. Всё это стоило 200-250 рублей. Это примерно годовой доход семьи со средним достатком. Мальчиков воспитывали как будущих воинов. В пять лет они уже скакали на лошадях. Стрелять учили с семи лет. Рубить шашкой - с десяти. В казачьей семье и отец, и дед, и прадед - все были воины. Создавалась традиция службы и уважения к ней. 

Рождение девочки отмечали не так широко, это был тихий домашний праздник. Мама и бабушки первым делом обмывали новорождённую «смывали с дочушки заботы». А для отца варили кашу, которую солили, перчили и горчили сверх меры. Отец должен был съесть всё до послед­ней ложки, дабы его дочери меньше горечи досталось в жизни.

Девочек с раннего детства приучали к труду: стирать, мыть полы, шить. Но главная их обязанность - быть нянькой у младших братьев и сестёр. Так, например, пятилетняя малышка уже присматривала за трёхлетним братиком.

Казачки в основном были чистюли. Для них грязный дом или неопрятный муж и дети - это удар по самолюбию и женскому достоинству. Курени мыли несколько раз в год и внутри, и снаружи. Внутренние стены белили, а наружные желтили глиной. Двор тоже содержали в чистоте: мели, посыпали песком, обязательно сажали цветы. А вот полы в комнатах не красили. Объясняли так: крашеный пол - холодный, по нему неприятно ходить босиком. Зато некрашеный - это тёплое и живое дерево.  

Хорошей хозяйкой считалась казачка, у которой всегда была наготовлена еда, чисто выстирано и правильно повешено на верёвке бельё, а приходившие на чай или кохвий (кофе) соседки, всегда обращали внимание, есть ли чернота на ручке чайника, там, где она прикреплялась. Если это место чистое, то казачка настоящая хозяйка. Её так и называли - «додельница», «чистотка».

Дочерей из такой семьи брали замуж охотно, считалось, что и они будут отличными хозяйками, знающими казачьи обычаи и традиции.

Те казачки, чьи курени стояли недалеко от реки, зимой и летом стирали в Дону. Использовали при этом рубель (деревянную доску с вырубленными поперечными желобками для катания белья) и мыло. Иногда вместо мыла применяли золу. Сжигали стебли подсолнечника, образовавшуюся золу складывали в холщовый мешок и клали его при стирке в корыто с водой. Вода от этого становилась мыльной.

Не тихий Дон

«Характер у донских женщин был свободолюбивый, гордый, властный. Им чужды были покорность и забитость. Ведь они не знали рабства, крепостного права. Традиционно они никогда не шли в услужение к помещикам и богачам, - продолжает рассказывать Галина Астапенко. - А когда муж на службе и в длительных походах, казачка сама принимала серьёзные решения по всем житейским вопросам.

Известно, что во время войны 1812 года на Дону провели поголовное ополчение. В хуторах и станицах остались лишь женщины, дети и совсем немощные старики. После окончания войны атаман Матвей Платов, вернувшись в родные края, был поражён тем, как всё это время самоотверженно трудились женщины.

Он даже издал приказ по Войску Донскому: «Всем известно, когда враг нагло вторгся в пределы России с огнём и мечом в руках, воины донские, начиная от старого до малого, летели на ратное поле. Край Донской остался почти безлюдным. После завершения войны казаки вернулись в свои дома, оставленные без надлежащего надзора, что же они там нашли? Тот же порядок, то же благоустройство. Жёны дон­ские сохранили верность и привязанность, они сохранили дома и имущество, растили детей. Такое усердие, такая привязанность и уважение жён донских мужьям своим заслуживает особой похвалы...»  

Материал подготовлен: АиФ- Ростов
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Где можно увидеть коллекцию личных вещей Михаила Шолохова?
  2. Национальная сборная Саудовской Аравии по футболу. Досье
  3. Как давно дончане выигрывали в «Что? Где? Когда?»?
  4. Какие ограничения в движение транспорта введут в Ростове 20, 23 и 26 июня?
  5. Что нужно знать гостям ЧМ в Ростове о миграционном учёте и регистрации?
Самое интересное в регионах

Вы согласны с ликвидацией маршруток в Ростове-на-Дону?