Виктория Головко 2 90

Александр Расторгуев снимет «Я тебя НЕ люблю»

- Порой одной эсэмэски в год достаточно не только для дружбы, но даже для большой любви. Больше того. Для любви иногда достаточно уже...

Его называют одним из самых неполиткорректных российских режиссёров. В его лентах герои такие, какие они в реальности – периодически выпивают, с матом выясняют отношения, слушают низкопробную музыку, дерутся, фальшиво поют под караоке. Но немало критиков называют эти фильмы «очень горьким кино, поднимающим серьёзные вопросы – что такое любовь, российский национальный характер».

Одна из последних лент Расторгуева «Дикий, дикий пляж» собрала немало отечественных кинематографических премий – «Белый слон», «Триумф», «Лавровая ветвь». Её показали на фестивалях по всей Европе, дали спецприз международного фестиваля документального кино в Амстердаме. Недавний фильм «Я тебя люблю» (его ростовчанин снял вместе с московским документалистом Павлом Костомаровым) номинирован на премию «Ника». Этот фильм любопытен уже тем, что это эксперимент. Половина видеоматериала снята… не съёмочной группой, а жителями Ростова.

- В школах, в институтах, по радио мы позвали всех желающих. Пришли полторы тысячи человек, - вспоминает Расторгуев.

Из них было отобрано 50. Авторы купили самые простенькие видеокамеры, раздали их людям. И они фиксировали на видео свою жизнь.

- Единственное, о чём мы попросили, - снимать не всё подряд, но чтобы камертоном было что-то, что можно описать фразой «я тебя люблю». Причём поначалу не подразумевалось, что это будет кино о любви между пацанами и девчонками. Если б человек снял откровенную историю о том, как он любит деньги, мы бы её взяли. Но самыми интересными оказались съёмки, связанные с отношениями между мужчиной и женщиной.

В конце концов в фильм попали видеоматериалы семи ростовчан, три парня стали главными героями. Ещё часть материала снимали уже сами авторы, они же добавили и некоторые игровые эпизоды – просили людей сыграть, скажем, ссору.

- Но это было нужно просто для того, чтобы сделать повествование последовательным и понятным для зрителей.      

«Для любви порой достаточно малого» 

- Вот вы утверждаете, что в своих фильмах, в том же «Я тебя люблю», ставите женщину на пьедестал, показываете, что она смысл жизни мужчины. Но одновременно обвиняете женщин в том, что порой они «ломают» мужчин, «складывают мужчин, как носовые платки, себе в карман»…

- Знаете, работая над «Я тебя люблю», мы увидели: даже у таких дерзких, брутальных, каких-то рэперообразных парней, как наши герои, зависимость от юбки – от женщины, её любви, огромна.

 Но, да, российские женщины внутренне сильнее мужчин, они более волевые, осмысленные. Это обусловлено исторически. В Великую Отечественную войну страна потеряла миллионы своих мужиков. Ещё были репрессии, было и есть мужское пьянство. И единственным стержнем, выдержавшим всё это, были русские бабы. Сила заложена и в современных женщинах. И я против лишь одного: когда женщина злоупотребляет этой силой, становится властной, нетерпимой. Ведь часто бывает как? Женщина подавляет мужика, а потом полжизни живёт в недовольстве тем, что он тряпка. Потом он умирает уже физически, и бабушки доживают в одиночестве, нередко продолжая поминать недобрым словом своих благоверных. Всё сказанное, разумеется, никак не извиняет инфантильность многих российских мужчин, перекладывающих тяготы на плечи женщин. 

- Правда ли, что вы решили сделать продолжение «Я тебя люблю»?

- Мы уже его делаем, это будет фильм «Я тебя НЕ люблю». Он станет женским ответом на первый - мужской фильм.

- Может, вопрос нескромный, но вы сами нашли свою любовь?

- Я женат давно и много раз (смеётся). А если серьезно, я действительно был женат не однажды - не скажу, сколько раз. Но мой нынешний брак длится уже достаточно давно. Знаете, в молодости, когда я учился на филфаке Ростовского университета, у нас были ночные квартирные посиделки, поездки в Танаис… Мы занимались «расширением пространства при поиске своих людей» – таких, которые думают, как и ты, смотрят те же фильмы… А с годами тусовки стали всё малочисленнее. Я понял: твоих людей в мире всегда мало. Это мои друзья, моя жена и те, кому раз в год пишешь эсэмэску, но кто тоже твой друг. Достаточно ли одной эсэмэски в год для поддержания дружбы? Порой этого достаточно даже для большой любви. Для любви иногда хватает даже меньшего: просто знать, что этот человек есть в этом мире.

Формула счастья

- Фильм «Дикий, дикий пляж» вам заказал телеканал ТНТ просто как фильм о своеобразном русском отдыхе – люди приезжают дикарями на Чёрное море, живут в палатках. Но критики заявили, что это фильм про наш национальный характер…

- Отчасти «Пляж» - о нашей задавленности властью и одновременно её обожествлении нами же. И речь не только о госвласти, но и обо всех проявлениях давления - жена давит на мужа, родители – на детей, хозяин пляжа - на всех отдыхающих.

            Впрочем, моей задачей не было осуждать. Документальное кино вообще занимается только одним – оно оправдывает людей. Потому что оно позволяет разглядеть человека и понять мотивы его поведения. Например, в «Пляже» есть такой эпизод. Мы снимали фильм в год трагедии в Беслане. Хорошо помню: 5 сентября был объявлен траур. И ровно в 12 часов ночи, когда закончился траур, во всех кафе на этом пляже зажёгся свет. Люди начали отчаянно отдыхать, плясать, радоваться жизни. С одной стороны, это безнравственно. С другой, вот представьте: люди вырвались на море на неделю, и у них впереди год трудной жизни…

- Удалось ли вам разбогатеть на ваших фильмах?

- Пока не разбогател, но рассчитываю, жизнь-то длинная (улыбается). А если серьёзно, я назанимал для производства фильма денег столько, что мне эти долги не один год раздавать. Да и раздать смогу, только если удачно сложится судьба фильмов. На полноценное жильё пока не заработал. Живу с родителями – у них частный дом, рядом небольшой участок земли. Мы с женой пытаемся строить там свой дом. Вы не услышите от меня пафоса осуждения стяжательства. Как сказал кто-то из великих, деньги – это одна из форм энергии, поэтому люди будут тянуться к ним. Но моя формула счастья совсем иная. Я считаю, счастье – это когда ты живёшь в ладу с самим собой и не делаешь несчастными других людей.

Досье.

  Александр Расторгуев родился в 1971 году. Окончил филфак Ростовского госуниверситета и Санкт-Петербургскую академию театрального искусства. Работал в редакции молодёжных программ телеканала Дон-ТР и в петербургской редакции телеканала «НТВ». В 2001 году основал в Ростове студию «Кино». Автор документальных фильмов «Твой род», «Мамочки», «Чистый четверг», «Дикий, дикий пляж. Жар нежных», «Я тебя люблю» и др. Женат. Имеет сына.

 


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Чем грозит комариный рой?
  2. Правда, что в Ростове создали самый большой в России свадебный букет?
  3. Чьи останки нашли в центре Ростова?
  4. На матч-реванш Дмитрия Кудряшова в Ростов приедет Никита Михалков?
  5. Что нового в Ростовском зоопарке – у кого из зверей пополнение?
  6. Как озеленяют Ростов-на-Дону?
  7. Зачем в Ростовском зоопарке поставили электронные турникеты?
  8. Почему ростовчанка выбросила ребёнка в лестничный пролёт со второго этажа?
  9. Зачем ГК«Ростов-Дон» взял попечительство над львицей из зоопарка?
  10. Какая погода будет в Ростове-на-Дону летом?
  11. Как бороться с колорадским жуком на картофеле?
  12. Кто в Ростове придумал изготовить самый большой режиссёрский стул?

Какой график работы вы предпочитаете?