aif.ru counter
АиФ - РостовИрина Ароян 305

Запасайся лодкой! Программы реконструкции ливнёвки у ростовских властей нет

Двухчасовой ливень 30 июня поверг донскую столицу в коллапс и окончился трагедией - гибелью четырнадцатилетней школьницы.

Главным виновником называют ливневый коллектор, который не справился с дождевым потоком.

Между тем, по мнению экспертов, июньский коллапс может повториться, причём в более значимых масштабах. Старушка-ливнёвка требует срочной реконструкции. Но у ростовских властей нет ни денег, ни целевой программы.

С высоты кабинета

Траурный венок на пересечении Будённовского и Пушкинской. Скромный букетик полевых цветов, опалённый горячим солнцем. Здесь, в бушующем потоке ливневой воды захлебнулась девочка-подросток.

Ростовским чиновникам плевать на проблемы города и их жителей
Ростовским чиновникам плевать на проблемы города и их жителей. Фото: АиФ

В двухстах метрах от места трагедии здание городской администрации. Просторный кабинет заместителя главы по транспорту и дорожному хозяйству Евгения Лебедева, в чьём ведении и находится дождевая канализация. 

«Проблемы с ливнёвкой в центре города нет. Просто именно там прошли интенсивные осадки», — не моргнув глазом заявляет чиновник.

Из его высокого кабинета не видать ни венков, ни людей, ни старушки-ливнёвки.

— Строительство дорог, мостовые конструкции планируются без учёта катаклизмов. Ростов неединичный случай. В Сочи, в Москве сейчас тоже идёт подтопление. Всё дело в аномальных осадках, — поясняет господин Лебедев.

Между тем, по данным Ростовского Гидрометцентра, суточное количество осадков, зафиксированных в центре дон­ской столицы с 30 июня по 1 ию­ля, составило порядка 49 мм, что принято считать сильным дождём, но отнюдь не аномальным. Такие же ливни случаются в Ростове как минимум раз в пять лет.

Абсолютный суточный максимум был зафиксирован 20 апреля 1929 года, когда осадков выпало вдвое больше — 100 мм. Но даже тогда, в начале прошлого века, город выстоял и избежал человеческих жертв.

— Кардинально решить проблему центра города не представляется возможным в силу существующей жилой застройки, препятствующей поверхностному стоку и большому количеству действующих инженерных сетей, — признаётся в бессилии собственного ведомства заместитель начальника отдела технического надзора Департамента автомобильных дорог Михаил Меженевский. — Существуют очаги потенциально подтопляемых территорий, и как бы мы ни хотели, но они останутся.

Без хозяина

Истоки нынешних потопов на дорогах чиновники лихорадочно ищут в прошлом: это и десятилетия отсутствия надзора, и губительная для города точечная застройка, ставшая на пути поверхностных стоков. И это, пожалуй, единственный пункт, с которым с нынешними властями можно согласиться. Но что сегодня делать с ливнёвкой — вопрос открытый. Целевой программы у города нет.

— Детального представления о том, где проходит дождевая канализация, у нас пока нет, — со скрипом признают чиновники. — Существуют десятки, а может быть, сотни километров бесхозных сетей. Три года назад мы начали процедуру принятия их в муниципальную собственность и планируем завершить процесс к концу 2017-го.

Примечателен тот факт, что за весь 2015 год на городской баланс были взяты лишь 10 объектов общей протяжённостью 1714,3 погонного метра. В ведении муниципалитета сегодня находится порядка 120 км ливнёвки. Остальные либо принадлежат предприятиям, либо считаются бесхозными. Так что, если завтра затопит целый микрорайон, виновников не найдёте.

Доверху забитый землёй и мусором дождеприёмник на углу Пушкинской и Чехова — таких картин по городу немало. Но чиновники не спешат признавать недоработки:

— Я бы не говорил, что ливневые системы загрязнены. Средства, выделенные на их содержание, прежде всего направлены на прочистку, — заявляет господин Лебедев, видимо, спутав отчёт на бумаге с тревожной реальностью.

Посыл чиновника понять несложно. На эксплуатацию ливневой канализации и очистных сооружений Ростова в год выделяется порядка 49 млн бюджетных рублей. А работает город­ская ливнёвка из рук вон плохо.

Но позволю себе заступиться за чиновника. 49 миллионов — небольшие вливания с учётом общей запущенности дождевой канализации. Вопрос в другом: существует ли у городских властей комплексное видение ситуации? И, гоняясь за километрами дренажных канавок, не упускают ли из виду главное — сбросовые коллекторы?

Плати за лужи

— Для начала необходимо реконструировать два крупных сбросовых коллектора — главные артерии ливнёвки. Первый проходит от Богатяновского спуска вплоть до Сиверса. Последний раз его приводили в порядок в начале 2000-х, и тогда он уже был значительно разрушен. Второй коллектор, Генеральный, был проложен параллельно Б. Садовой, от Ворошилов­ского до реки Темерник. В середине 2000-х там тоже провели работы по реконструкции. Но с тех пор сбросовым коллектором никто всерьёз не занимался, — рассказывает «АиФ на Дону» эксперт по инженерным коммуникациям, близко знакомый с ситуацией.

Заниматься ремонтом дренажных канав и ливневых стоков, не решив вопрос основных коллекторов, по мнению специалиста, не имеет смысла. Это всё равно, что лечить капилляры, не позаботившись о главной артерии.

—В чьём ведении сегодня Генеральный коллектор, сказать затрудняюсь, — заявил «АиФ на Дону» Михаил Меженевский. — Участок коллектора на Береговой, вплоть до Солёного спуска, отдан Водоканалу под бытовую канализацию.

С какого перепугу городской коллектор эксплуатирует частная компания, да ещё, как видим, не по назначению - материал нового расследования.

Между тем, по мнению экспертов, сбросовые коллекторы требуют немедленной реконструкции. В противном случае не только город зальёт, но и пострадают здания.

Кстати, в начале 2000-х городские власти планировали строительство нового сбросового коллектора в районе улицы Социалистической. Но денег на стройку, как обычно, не хватило. Сегодняшняя администрация оценивает реконструкцию ливневой канализации в пять миллиардов рублей, при этом подчёркивает, что денег до проведения ЧМ -2018 у города нет.

Покрыть финансовую дыру планируют за счёт населения и городских предприятий.

— Мы завершаем процедуру установки тарифа на водоотведение сточных ливневых вод по аналогии с Водоканалом, — рассказывает «АиФ на Дону» Михаил Меженевский. — Будет единая организация, уполномоченная взимать плату и заниматься содержанием всей ливневой системы. По утверждённым тарифам будут платить как предприятия, так и физические лица, подключённые к город­ской системе. Эти деньги пойдут на развитие ливнёвки и на очистные мероприятия.

Иными словами: платить за лужи на дорогах придётся горожанам.


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Готов ли гарнизон ЮВО к защите населения в чрезвычайных ситуациях на Дону?
  2. Что известно о новой обитательнице Ростовского зоопарка тигрице Усладе?
  3. Какие самые распространённые виды ДТП в Ростовской области?
  4. В чём смысл нацпроекта «Демография» и кому он поможет на Дону?
  5. Правда, что украинский генерал предложил захватить Ростовскую область?
Самое интересное в регионах
Роскачество
Вы страдаете от аллергии на растения?