АиФ - РостовЛариса Белоконь 0 93

«Я б в аграрии пошёл». Где на Дону получить высшее сельхозобразование

Кто заботится о кадровом усилении для села, где и как готовят специалистов для работы на полях и фермах, как меняется само аграрное образование и как вузовская наука помогает возрождать сельское хозяйство, рассказывают «АиФ на Дону».

Село нуждается в инновационных прорывах, чтобы достичь значимых результатов, нужны успехи в агрообразовании.
Село нуждается в инновационных прорывах, чтобы достичь значимых результатов, нужны успехи в агрообразовании. © / Лариса Белоконь / АиФ-Ростов

Отечественное сельское хозяйство в последние го­ды развивается очень активно. Способствуют этому политика импортозамещения и государственная поддержка агробизнеса. Одновременно растёт и спрос на молодые квалифицированные кадры.

Донской государственный аграрный университет обучает профессиям, которые востребованы временем и экономикой. А как меняется само аграрное образование? Чему сегодня учат будущих ветеринаров и агрономов? На эти вопросы отвечает ректор Донского ГАУ, академик РАН Александр Клименко.

В поле - с дипломом

Лариса Белоконь, «АиФ на Дону»: Александр Иванович, как сегодня чувствуют себя выпускники аграрных вузов на рынке труда?

Александр Клименко
Александр Клименко: сельское хозяйство сегодня - это высокопродуктивный бизнес, который должны вести грамотные люди. Фото: Из личного архива Александра Клименко

Александр Клименко: Есть потребность в агрономах, зоотехниках, ветеринарах, инженерах, технологах молочного и мясного производства. Появляются новые направления в отрасли. Развиваются биотехнологии, технологии рационального, сберегающего земледелия. Соответственно, профильные образовательные учреждения должны быть к этому готовы.

Сельское хозяйство сегодня - это высокопродуктивный бизнес, который должны вести грамотные люди. И теперь работодатель чётко формулирует критерии, которым обязан соответствовать молодой специалист. Никто не хочет тратить время на его переподготовку.

- Охотно ли работодатели подключаются к обучению будущих специалистов?

- Организация практической подготовки выпускников - один из базовых подходов в учебно-образовательном процессе. Партнёрство с бизнесом, обучение студентов непосредственно на производстве - ключевой элемент, с которым связано трудоустройство выпускников.

В 2017-2018гг. мы заключили или пролонгировали более ста соглашений о сотрудничестве и партнёрстве. Они предусматривают различные формы взаимодействия с работодателями. Включают в себя все виды практик, экскурсий, выездных занятий, мастер-классов. По инициативе Донского ГАУ сформирован и утверждён на уровне правительства Ростовской области перечень агрокомпаний, в которых студенты проходят практическое обучение.

Пред­приятия с руками и ногами забирают к себе толковую молодёжь. Продуктивной формой сотрудничества стали базовые кафедры, которые создаются непосредственно на производстве. Это даёт возможность студентам переходить на индивидуальную систему обучения и даже начинать со старших курсов свою профессиональную деятельность.

Вот лишь один пример такого партнёрства: в 2014 году при участии агрохолдинга «Евродон» была открыта кафедра «Птицеводст­во» - единственная в России, занимающаяся подготовкой специалистов для индейководческой отрасли. Сейчас у «Евродона» новые большие проекты в центральных регионах страны, и мы будем участвовать в их кадровом обеспечении.

Всего же университет открыл 11 базовых кафедр при участии предприятий АПК и профильных научных центров системы ФАНО. На них прошли обучение более 500 студентов, накоплен опыт выполнения выпускных квалификационных работ под руководством производственников и учёных-практиков. Выпускники трудоустраиваются и успешно работают на базовых предприятиях.

Со студенческой скамьи - в науку

- Как ваш университет способствует переводу АПК на новую технологическую платформу?

- В портфеле перспективных научных достижений Донского ГАУ есть разнообразные исследования во всех областях сельского хозяйства и смежных отраслях экономики. Более 50 разработок вуза рекомендованы Минсельхозом России к внедрению. За последние три года сотрудники Донского ГАУ получили 146 патентов и других свидетельств результатов интеллектуальной деятельности. Нашими учёными созданы новые продукты питания функционального, то есть направленного на коррекцию здоровья, действия.

Значителен вклад сотрудников вуза в совершенствование препаратов и методов профилактики и лечения животных. Большое внимание уделяется переводу систем земледелия на биологическую основу, безвредную для человека и окружающей среды. Работы по селекции ведутся на современном молекулярно-генетическом уровне.

Кафедра «Птицеводст­во» ДонГАУ - единственная в России, занимающаяся подготовкой специалистов для индейководческой отрасли. Фото: АиФ-Ростов/ Лариса Белоконь

Один из векторов развития науки в Донском ГАУ - привлечение к проведению исследований студентов. Уже с первых курсов бакалавриата ребята уходят с головой в науку. Ежегодно молодые учёные завоёвывают гранты Президента РФ, получают медали на Всероссийской агропромышленной выставке «Золотая осень».

Эти успехи были бы невозможны без крепкой материальной базы для научной работы. Исследования в области агрономии проводятся на восьми тысячах гектаров земли, находящихся в пользовании университета. Есть участки под капельное орошение, интенсивный сад, заложен коллекционный виноградник. В тесном сотрудничестве с научно-исследовательскими институтами и вузами создаются и апробируются новые продукты питания. Исследования в области животноводства и птицеводства проводятся при взаимодействии с ведущими предприятиями АПК региона.

- Четыре года назад был сделан шаг к объединению трёх аграрных вузов Ростов­ской области? Что получил донской регион от такого слияния?

- Село нуждается в инновационных прорывах, и чтобы их обеспечить, нужно было пересмотреть подходы в агрообразовании. Время показывает, что объединение Донского ГАУ с Азово-Черномор­ской агроинженерной академией и Новочеркасской инженерно - мелиоративной академией позволило создать университет, который сегодня занимает ведущее место в аграрном образовании. В национальном рейтинге высших учебных заведений Донской ГАУ вошёл в топ-5 в номинации «Сельскохозяйственные ву­зы». Мы готовим кадры, ко­торые обеспечивают продовольственную безопасность России и делают отечественное сельское хозяйство кон­ку­ренто­спо­соб­ным в мире.

Приёмная комиссия
Адрес: Ростовская область, Октябрьский район, п. Персиановский, ул. Кривошлыкова, 24. Тел.: (86360) 36-4-49. E-mail: prkomis-dgau@mail.ru

Хлебная профессия

Кадровый вопрос перестал быть проблемой отдельно взятого сельхозпредприятия. Руководители хозяйств с надеждой смотрят в сторону аграрных вузов.

Как сегодня готовят специалистов для работы в полях и на фермах? Об этом спросили директора Азово-Черноморского инженерного института ФГБОУ ВО «Донской ГАУ», профессора Александра Серёгина.

Угодить работодателю

Лариса Белоконь, «АиФ на Дону»: АЧИИ - один из старейших вузов аграрного профиля в России. Какие изменения происходят сегодня в образовательном процессе?

Александр Серёгин
Александр Серёгин: сегодня идёт активный обмен опытом по различным направлениям образовательной деятельности внутри объединённого университета. Фото: Из личного архива Александра Серёгина

Александр Серёгин: В агрообразовании происходят серьёзные изменения. Сегодня работодатели ждут от молодых специалистов как фундаментальных теоретических знаний, так и практических компетенций. Всё, что происходило с нашим институтом в течение послед­них четырёх лет, пошло на пользу об­разовательному процессу. Работа трёх аграрных высших учебных заведений в Ростовской области создавала оп­ре­делённую конкуренцию: друг у друга отбирали абитуриентов.

Объединившись, ву­зы перестали быть конкурентами, появилось равноправное партнёрство, возникло чёткое понимание цели и задач аграрного образования на Дону. Сегодня идёт активный обмен опытом по различным направлениям образовательной деятельности внутри объединённого университета.

- Александр Анатольевич,  как подготовить специалистов, знающих реалии современного производства?

- Сегодня работодатель не желает тратить время на переподготовку своих специалистов. Предприятия даже готовы платить высокую заработную плату выпускникам, но и от них ждут отдачу. Например, колхоз имени С.Г. Шаумяна в Мясниковском районе - одно из базовых хозяйств, где наши студенты проходят практику. Его председатель Хачатур Поркшеян, выпускник АЧИМСХ, охотно принимает у себя наших ребят, даёт возможность поработать на своих полях, доверяет им современную технику.

В хозяйстве заработная плата больше 50 тысяч рублей, но и от специалистов требуют больших знаний. Мы организуем «Полевые практикумы» на базе сельхозпред­приятий Ростовской области и соседних регионов. Студенты выезжают в хозяйства и знакомятся со всеми аспектами их работы, современными агротехнологиями. В нашем вузе сложилась традиция с азово-черноморским оттенком: у нас учатся представители сельских династий, инженеров, экономистов, а также научных работников, о которых знают далеко за пределами района.

Центр науки

- Вашему вузу удалось создать уникальный агротехнологический центр, который соединил науку, обучение и производство. Чем он привлекает студентов?

- Студенты знакомятся со всей последовательностью процессов: от подготовки поч­вы под посев до уборки. Наш опыт по созданию ориентированного на практику образования заслужил высокую оценку деканов агроинженерных факультетов вузов России. Осенью прошло­го­ года на базе АЧИИ проходил семинар-совещание вузов Российской Федерации, в котором участвовали представители 40 университетов Москвы, Санкт-Петербурга, Поволжья, Сибири, Юга России. Многие удивились тому, как небольшой город Зерноград смог превратиться в настоящий аграрный кластер, где есть всё для развития фун­да­мен­таль­ной науки и её реализации на практике.

- А какая часть студентов решает связать свою судьбу с наукой?

- Научные исследования идут в разных направлениях: электро- и теплоэнергетика, сельхозмашиностроение и технологии технического сервиса, процессы в растениеводстве и животноводстве, селекция и семеноводство. Они опираются на современную элементную и техническую базу: микропроцессоры, 3D прототипирование, компьютерное моделирование и конструирование сельскохозяйственных машин и механизмов. В этом году аспирантуру заканчивают 16 выпускников. Молодые учёные работают в разных областях, но при этом решают одну главную задачу: сделать сельхозпроизводство более эффективным и получать больше донской продукции с заданными потребительскими качествами. Мы учим студентов генерировать новые идеи и смело претворять их в жизнь.

Приёмная комиссия
Адрес: Ростовская область, г. Зерноград, ул. Ленина, 21. Тел.: (86359) 41-8-31. E-mail: priem@achgaa.ru

В 2018 году аспирантуру АЧИИ заканчивают 16 выпускников. Фото: АиФ-Ростов/ Лариса Белоконь

Орошение спасёт урожай

В советское время мелиорация была всенародным делом. сегодня Это путь к интенсивному земледелию, которое позволяет увеличить производство продуктов питания.

В Ростовской области принята программа «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения на 2014 - 2020 гг.». Отрасли срочно понадобились специалисты. Но где их брать?

Ответ на этот вопрос знает директор Новочеркасского инженерно-мелиоративного института ФГБОУ ВО «Донской ГАУ», профессор Па­вел Михеев.

 Рукотворный дождь

Лариса Белоконь, «АиФ на Дону»: Павел Александрович, вы согласны с утверждением, что без мелиорации село не возродить?

Павел Михеев
Павел Михеев: мы готовим специалистов для сельского хозяйства, обладающих знаниями и навыками технического профиля. Фото: Из личного архива Павла Михеева

Павел Михеев: Не только село, но и в целом аграрное производство. Ещё в царской России понимали, что урожай спасёт только вода. Корни нашего вуза уходят в начало ХХ века, когда указом Николая II в 1907 году был открыт первый в России инженерно-мелиоративный факультет в составе Донского политехнического института. Сегодня в России всего два вуза готовят кадры для мелиоративной отрасли. Один из них - это наш НИМИ. В 2010 году европейская часть России пережила сильнейшую засуху, и это стало поворотным моментом: все поняли, что орошение и есть спасение от неурожаев. Вода - тот ресурс, который стоит очень дорого, и не исключено, что вскоре станет дороже, чем нефть.

- Но ведь оросительные системы не так быстро построить?

- Мелиорация - это взаимо­связь ряда факторов и компонентов среды. В первую очередь, конечно, это почва, вода и её качество, а ещё растения, температура и климат в целом по региону. Мало произвести полив, нужно сохранить влагу, грамотно произвести обработку почвы, осуществить уход за растениями. Поэтому важно развивать не только оросительные мелиорации, но и лесомелиорацию, защиту почв от эрозии.

Нельзя забывать и об экологии, ведь часть воды, которую мы подаём на поле, возвращается в реки в виде дренажного стока далеко не лучшего качества. Бизнес сегодня приходит в мелиорацию, но необходимо понимать, что окупаемость орошения - не год и не два, а минимум пять-семь лет. Мелиорацией надо заниматься комплексно.

Где работать?

- Насколько востребованы сегодня аграрные профессии?

- Мы готовим специалистов для сельского хозяйства, обладающих знаниями и навыками технического профиля. Престижными счи­та­­ются та­кие направления, как землеустройство и кадастры, водоснабжение и водоотведение, гидротехниче­ское строительство, техносферная безопасность. Сегодня эти специальности востребованы для работы как в хозяйствах, так и в муниципалитетах и коммунальных службах.

- Депутаты Государственной Думы хотят обязать студентов-бюджетников отрабатывать три года на профильных производствах. Это поможет решить кадровые проблемы села?

- Здесь надо хорошо  взвесить все обстоятельства. У студента должно быть право выбора. Я 45 лет назад, после окончания родного вуза, поехал по распределению в Калининградскую область. У меня, как у молодого специалиста, были определённые привилегии. И сегодня надо чем-то стимулировать выпускников. Например, платить подъёмные, предоставлять жильё. Надо подумать о защите прав молодых специалистов. А главное, не­об­ходимо менять качество жизни на селе. Социальная среда и условия для работы волнуют молодёжь не меньше, чем уровень зарплаты.

- Какие условия создаёт институт для обучающихся?

- У нас учатся более 3000 студентов на очной и заочной формах. Располагаем современной учебно-производственной и материально-технической базой. Мы всегда работали в режиме взаимодействия науки и производства. Созданы два института: научно-исследовательский (мелиоративные тех­но­логии) и проектный (гидротехника и водоснабжение). Даём возможность будущему специалисту пройти весь путь - от зарождения идеи до её практической реализации.

Павел Михеев: бизнес сегодня приходит в мелиорацию, но необходимо понимать, что окупаемость орошения - не год и не два, а минимум пять-семь лет. Фото: АиФ-Ростов/ Лариса Белоконь

Приёмная комиссия
Адрес: г. Новочеркасск, ул. Пушкинская, 111, аудитория 232. Тел.: (8635)-22-43-32. E-mail: rekngma@magnet.ru

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Что святят на Яблочный Спас и когда его отмечают?
  2. Правда, что на Дону нашли захоронение, которое древнее египетских пирамид?
  3. На Дону экстренно приземлились два пассажирских самолёта – что случилось?
  4. Как ростовчане вспоминали расстрелянных в Змиёвской балке в 1942 году?
  5. Кто мешает дончанину увековечить память моряков, погибших на Миус-фронте?
Самое интересное в регионах

Вы подаёте милостыню?