АиФ - РостовЛариса Белоконь 0 74

«Я б в аграрии пошёл». Где на Дону получить высшее сельхозобразование

Кто заботится о кадровом усилении для села, где и как готовят специалистов для работы на полях и фермах, как меняется само аграрное образование и как вузовская наука помогает возрождать сельское хозяйство, рассказывают «АиФ на Дону».

Село нуждается в инновационных прорывах, чтобы достичь значимых результатов, нужны успехи в агрообразовании.
Село нуждается в инновационных прорывах, чтобы достичь значимых результатов, нужны успехи в агрообразовании. © / Лариса Белоконь / АиФ-Ростов

Отечественное сельское хозяйство в последние го­ды развивается очень активно. Способствуют этому политика импортозамещения и государственная поддержка агробизнеса. Одновременно растёт и спрос на молодые квалифицированные кадры.

Донской государственный аграрный университет обучает профессиям, которые востребованы временем и экономикой. А как меняется само аграрное образование? Чему сегодня учат будущих ветеринаров и агрономов? На эти вопросы отвечает ректор Донского ГАУ, академик РАН Александр Клименко.

В поле - с дипломом

Лариса Белоконь, «АиФ на Дону»: Александр Иванович, как сегодня чувствуют себя выпускники аграрных вузов на рынке труда?

Александр Клименко
Александр Клименко: сельское хозяйство сегодня - это высокопродуктивный бизнес, который должны вести грамотные люди. Фото: Из личного архива Александра Клименко

Александр Клименко: Есть потребность в агрономах, зоотехниках, ветеринарах, инженерах, технологах молочного и мясного производства. Появляются новые направления в отрасли. Развиваются биотехнологии, технологии рационального, сберегающего земледелия. Соответственно, профильные образовательные учреждения должны быть к этому готовы.

Сельское хозяйство сегодня - это высокопродуктивный бизнес, который должны вести грамотные люди. И теперь работодатель чётко формулирует критерии, которым обязан соответствовать молодой специалист. Никто не хочет тратить время на его переподготовку.

- Охотно ли работодатели подключаются к обучению будущих специалистов?

- Организация практической подготовки выпускников - один из базовых подходов в учебно-образовательном процессе. Партнёрство с бизнесом, обучение студентов непосредственно на производстве - ключевой элемент, с которым связано трудоустройство выпускников.

В 2017-2018гг. мы заключили или пролонгировали более ста соглашений о сотрудничестве и партнёрстве. Они предусматривают различные формы взаимодействия с работодателями. Включают в себя все виды практик, экскурсий, выездных занятий, мастер-классов. По инициативе Донского ГАУ сформирован и утверждён на уровне правительства Ростовской области перечень агрокомпаний, в которых студенты проходят практическое обучение.

Пред­приятия с руками и ногами забирают к себе толковую молодёжь. Продуктивной формой сотрудничества стали базовые кафедры, которые создаются непосредственно на производстве. Это даёт возможность студентам переходить на индивидуальную систему обучения и даже начинать со старших курсов свою профессиональную деятельность.

Вот лишь один пример такого партнёрства: в 2014 году при участии агрохолдинга «Евродон» была открыта кафедра «Птицеводст­во» - единственная в России, занимающаяся подготовкой специалистов для индейководческой отрасли. Сейчас у «Евродона» новые большие проекты в центральных регионах страны, и мы будем участвовать в их кадровом обеспечении.

Всего же университет открыл 11 базовых кафедр при участии предприятий АПК и профильных научных центров системы ФАНО. На них прошли обучение более 500 студентов, накоплен опыт выполнения выпускных квалификационных работ под руководством производственников и учёных-практиков. Выпускники трудоустраиваются и успешно работают на базовых предприятиях.

Со студенческой скамьи - в науку

- Как ваш университет способствует переводу АПК на новую технологическую платформу?

- В портфеле перспективных научных достижений Донского ГАУ есть разнообразные исследования во всех областях сельского хозяйства и смежных отраслях экономики. Более 50 разработок вуза рекомендованы Минсельхозом России к внедрению. За последние три года сотрудники Донского ГАУ получили 146 патентов и других свидетельств результатов интеллектуальной деятельности. Нашими учёными созданы новые продукты питания функционального, то есть направленного на коррекцию здоровья, действия.

Значителен вклад сотрудников вуза в совершенствование препаратов и методов профилактики и лечения животных. Большое внимание уделяется переводу систем земледелия на биологическую основу, безвредную для человека и окружающей среды. Работы по селекции ведутся на современном молекулярно-генетическом уровне.

Кафедра «Птицеводст­во» ДонГАУ - единственная в России, занимающаяся подготовкой специалистов для индейководческой отрасли. Фото: АиФ-Ростов/ Лариса Белоконь

Один из векторов развития науки в Донском ГАУ - привлечение к проведению исследований студентов. Уже с первых курсов бакалавриата ребята уходят с головой в науку. Ежегодно молодые учёные завоёвывают гранты Президента РФ, получают медали на Всероссийской агропромышленной выставке «Золотая осень».

Эти успехи были бы невозможны без крепкой материальной базы для научной работы. Исследования в области агрономии проводятся на восьми тысячах гектаров земли, находящихся в пользовании университета. Есть участки под капельное орошение, интенсивный сад, заложен коллекционный виноградник. В тесном сотрудничестве с научно-исследовательскими институтами и вузами создаются и апробируются новые продукты питания. Исследования в области животноводства и птицеводства проводятся при взаимодействии с ведущими предприятиями АПК региона.

- Четыре года назад был сделан шаг к объединению трёх аграрных вузов Ростов­ской области? Что получил донской регион от такого слияния?

- Село нуждается в инновационных прорывах, и чтобы их обеспечить, нужно было пересмотреть подходы в агрообразовании. Время показывает, что объединение Донского ГАУ с Азово-Черномор­ской агроинженерной академией и Новочеркасской инженерно - мелиоративной академией позволило создать университет, который сегодня занимает ведущее место в аграрном образовании. В национальном рейтинге высших учебных заведений Донской ГАУ вошёл в топ-5 в номинации «Сельскохозяйственные ву­зы». Мы готовим кадры, ко­торые обеспечивают продовольственную безопасность России и делают отечественное сельское хозяйство кон­ку­ренто­спо­соб­ным в мире.

Приёмная комиссия
Адрес: Ростовская область, Октябрьский район, п. Персиановский, ул. Кривошлыкова, 24. Тел.: (86360) 36-4-49. E-mail: prkomis-dgau@mail.ru

Хлебная профессия

Кадровый вопрос перестал быть проблемой отдельно взятого сельхозпредприятия. Руководители хозяйств с надеждой смотрят в сторону аграрных вузов.

Как сегодня готовят специалистов для работы в полях и на фермах? Об этом спросили директора Азово-Черноморского инженерного института ФГБОУ ВО «Донской ГАУ», профессора Александра Серёгина.

Угодить работодателю

Лариса Белоконь, «АиФ на Дону»: АЧИИ - один из старейших вузов аграрного профиля в России. Какие изменения происходят сегодня в образовательном процессе?

Александр Серёгин
Александр Серёгин: сегодня идёт активный обмен опытом по различным направлениям образовательной деятельности внутри объединённого университета. Фото: Из личного архива Александра Серёгина

Александр Серёгин: В агрообразовании происходят серьёзные изменения. Сегодня работодатели ждут от молодых специалистов как фундаментальных теоретических знаний, так и практических компетенций. Всё, что происходило с нашим институтом в течение послед­них четырёх лет, пошло на пользу об­разовательному процессу. Работа трёх аграрных высших учебных заведений в Ростовской области создавала оп­ре­делённую конкуренцию: друг у друга отбирали абитуриентов.

Объединившись, ву­зы перестали быть конкурентами, появилось равноправное партнёрство, возникло чёткое понимание цели и задач аграрного образования на Дону. Сегодня идёт активный обмен опытом по различным направлениям образовательной деятельности внутри объединённого университета.

- Александр Анатольевич,  как подготовить специалистов, знающих реалии современного производства?

- Сегодня работодатель не желает тратить время на переподготовку своих специалистов. Предприятия даже готовы платить высокую заработную плату выпускникам, но и от них ждут отдачу. Например, колхоз имени С.Г. Шаумяна в Мясниковском районе - одно из базовых хозяйств, где наши студенты проходят практику. Его председатель Хачатур Поркшеян, выпускник АЧИМСХ, охотно принимает у себя наших ребят, даёт возможность поработать на своих полях, доверяет им современную технику.

В хозяйстве заработная плата больше 50 тысяч рублей, но и от специалистов требуют больших знаний. Мы организуем «Полевые практикумы» на базе сельхозпред­приятий Ростовской области и соседних регионов. Студенты выезжают в хозяйства и знакомятся со всеми аспектами их работы, современными агротехнологиями. В нашем вузе сложилась традиция с азово-черноморским оттенком: у нас учатся представители сельских династий, инженеров, экономистов, а также научных работников, о которых знают далеко за пределами района.

Центр науки

- Вашему вузу удалось создать уникальный агротехнологический центр, который соединил науку, обучение и производство. Чем он привлекает студентов?

- Студенты знакомятся со всей последовательностью процессов: от подготовки поч­вы под посев до уборки. Наш опыт по созданию ориентированного на практику образования заслужил высокую оценку деканов агроинженерных факультетов вузов России. Осенью прошло­го­ года на базе АЧИИ проходил семинар-совещание вузов Российской Федерации, в котором участвовали представители 40 университетов Москвы, Санкт-Петербурга, Поволжья, Сибири, Юга России. Многие удивились тому, как небольшой город Зерноград смог превратиться в настоящий аграрный кластер, где есть всё для развития фун­да­мен­таль­ной науки и её реализации на практике.

- А какая часть студентов решает связать свою судьбу с наукой?

- Научные исследования идут в разных направлениях: электро- и теплоэнергетика, сельхозмашиностроение и технологии технического сервиса, процессы в растениеводстве и животноводстве, селекция и семеноводство. Они опираются на современную элементную и техническую базу: микропроцессоры, 3D прототипирование, компьютерное моделирование и конструирование сельскохозяйственных машин и механизмов. В этом году аспирантуру заканчивают 16 выпускников. Молодые учёные работают в разных областях, но при этом решают одну главную задачу: сделать сельхозпроизводство более эффективным и получать больше донской продукции с заданными потребительскими качествами. Мы учим студентов генерировать новые идеи и смело претворять их в жизнь.

Приёмная комиссия
Адрес: Ростовская область, г. Зерноград, ул. Ленина, 21. Тел.: (86359) 41-8-31. E-mail: priem@achgaa.ru

В 2018 году аспирантуру АЧИИ заканчивают 16 выпускников. Фото: АиФ-Ростов/ Лариса Белоконь

Орошение спасёт урожай

В советское время мелиорация была всенародным делом. сегодня Это путь к интенсивному земледелию, которое позволяет увеличить производство продуктов питания.

В Ростовской области принята программа «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения на 2014 - 2020 гг.». Отрасли срочно понадобились специалисты. Но где их брать?

Ответ на этот вопрос знает директор Новочеркасского инженерно-мелиоративного института ФГБОУ ВО «Донской ГАУ», профессор Па­вел Михеев.

 Рукотворный дождь

Лариса Белоконь, «АиФ на Дону»: Павел Александрович, вы согласны с утверждением, что без мелиорации село не возродить?

Павел Михеев
Павел Михеев: мы готовим специалистов для сельского хозяйства, обладающих знаниями и навыками технического профиля. Фото: Из личного архива Павла Михеева

Павел Михеев: Не только село, но и в целом аграрное производство. Ещё в царской России понимали, что урожай спасёт только вода. Корни нашего вуза уходят в начало ХХ века, когда указом Николая II в 1907 году был открыт первый в России инженерно-мелиоративный факультет в составе Донского политехнического института. Сегодня в России всего два вуза готовят кадры для мелиоративной отрасли. Один из них - это наш НИМИ. В 2010 году европейская часть России пережила сильнейшую засуху, и это стало поворотным моментом: все поняли, что орошение и есть спасение от неурожаев. Вода - тот ресурс, который стоит очень дорого, и не исключено, что вскоре станет дороже, чем нефть.

- Но ведь оросительные системы не так быстро построить?

- Мелиорация - это взаимо­связь ряда факторов и компонентов среды. В первую очередь, конечно, это почва, вода и её качество, а ещё растения, температура и климат в целом по региону. Мало произвести полив, нужно сохранить влагу, грамотно произвести обработку почвы, осуществить уход за растениями. Поэтому важно развивать не только оросительные мелиорации, но и лесомелиорацию, защиту почв от эрозии.

Нельзя забывать и об экологии, ведь часть воды, которую мы подаём на поле, возвращается в реки в виде дренажного стока далеко не лучшего качества. Бизнес сегодня приходит в мелиорацию, но необходимо понимать, что окупаемость орошения - не год и не два, а минимум пять-семь лет. Мелиорацией надо заниматься комплексно.

Где работать?

- Насколько востребованы сегодня аграрные профессии?

- Мы готовим специалистов для сельского хозяйства, обладающих знаниями и навыками технического профиля. Престижными счи­та­­ются та­кие направления, как землеустройство и кадастры, водоснабжение и водоотведение, гидротехниче­ское строительство, техносферная безопасность. Сегодня эти специальности востребованы для работы как в хозяйствах, так и в муниципалитетах и коммунальных службах.

- Депутаты Государственной Думы хотят обязать студентов-бюджетников отрабатывать три года на профильных производствах. Это поможет решить кадровые проблемы села?

- Здесь надо хорошо  взвесить все обстоятельства. У студента должно быть право выбора. Я 45 лет назад, после окончания родного вуза, поехал по распределению в Калининградскую область. У меня, как у молодого специалиста, были определённые привилегии. И сегодня надо чем-то стимулировать выпускников. Например, платить подъёмные, предоставлять жильё. Надо подумать о защите прав молодых специалистов. А главное, не­об­ходимо менять качество жизни на селе. Социальная среда и условия для работы волнуют молодёжь не меньше, чем уровень зарплаты.

- Какие условия создаёт институт для обучающихся?

- У нас учатся более 3000 студентов на очной и заочной формах. Располагаем современной учебно-производственной и материально-технической базой. Мы всегда работали в режиме взаимодействия науки и производства. Созданы два института: научно-исследовательский (мелиоративные тех­но­логии) и проектный (гидротехника и водоснабжение). Даём возможность будущему специалисту пройти весь путь - от зарождения идеи до её практической реализации.

Павел Михеев: бизнес сегодня приходит в мелиорацию, но необходимо понимать, что окупаемость орошения - не год и не два, а минимум пять-семь лет. Фото: АиФ-Ростов/ Лариса Белоконь

Приёмная комиссия
Адрес: г. Новочеркасск, ул. Пушкинская, 111, аудитория 232. Тел.: (8635)-22-43-32. E-mail: rekngma@magnet.ru

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Правда, что на Дону откроют уникальный детский технопарк?
  2. Когда в 2018 году праздник Троицы?
  3. Опасно ли для людей нашествие комаров в окрестностях Таганрога?
  4. Как накажут владельцев отелей, повысивших цены перед мундиалем?
  5. Заплатит ли страховая компания, если автомобиль пострадал от града?
Самое интересное в регионах

Вы бы приютили бездомного щенка?