АиФ - Ростов 0 367

Колодец, таможня, крепость. Как появился город Ростов-на-Дону

Все материалы сюжета Празднование 268-летия Ростова-на-Дону

Когда было принято решение основать форпост в устье реки Темерник кто принял решение о выборе такого места размещения, и почему город называется именно так, рассказывает «АиФ-Ростов».

Общий вид города Ростова-на-Дону в XIX веке.
Общий вид города Ростова-на-Дону в XIX веке. © / Неизвестный фотограф - сканирование оригинала фотографии / Commons.wikimedia.org

Богатый колодезь

Согласно преданию, молодой государь Пётр Алексеевич, разъезжая по окрестностям с генералами и казачьими старшинами, наблюдал движение русских кораблей к верфи в устье Темерника. Заметив место, где из известнякового склона били родники, государь, утолив жажду из самого полноводного, воскликнул: «Богатый колодезь!»

Это место и получила такое географическое название при составлении первых русских карт земель в низовьях Дона после взятия Азова.

Именно вблизи урочища Богатый колодезь была основана Темерницкая таможня, с которой и начинается биография Ростова-на-Дону. 

Темерницкая таможня

Но официальной основательницей Ростова-на-Дону считается императрица Елизавета Петровна, которая учредила создание на месте нынешнего города Темерницкую таможню.

Интересно, что первоначально государыня определила поставить таможню в районе Черкасска (с 1805 г. – станица Старочеркасская). Но, по свидетельству некоторых историков, атаман войска Донского Данила Ефремов направил ей письмо, в котором сообщал, что такое решение подорвёт торговые дела казаков.

«Для сбору тарифов и внутренних пошлин с привозимых из турецкой области и отвозимых из России за границу товаров таможню учредить по реке Дону вверх от устья реки Темерник против урочища, называемого «Богатый колодезь», - писал он государыне.

Богатый колодезь,
Богатый колодезь (Богатый источник) - место, связанное с основанием города: Кировский спуск на Береговой улице Ростова-на-Дону. Фото: Commons.wikimedia.org/ Rost.galis

Полученное прошение Екатерина удовлетворила и обозначила место в грамоте от 15 декабря 1749 года.

Весной 1750 года в таможне были построены пристань, пакгауз, карантин, гарнизонная казарма. А ещё через пять лет здесь основали международную «Российскую и Константинопольскую торгующую компанию».

Темерницкий порт стал первым и пока единственным русским портом на юге России. Через него велась торговля со странами Чёрного, Эгейского и Средиземного морей.

Крепость Димитрия Ростовского

В 1760-1761 годах для защиты низовьев Дона от турецких набегов и крымских татарских орд у Богатого колодца по проекту инженер-капитана И. Веденёва началось строительство крепости. Руководил  работами военный инженера А.И. Ригельман.

Именно источник стал ориентиром, выбранным для географической привязки крепости  к берегу реки.

Крепость выглядела, как девятилучевая звезда и имела в окружности 3,5 километра. Располагалась она между нынешними переулками Чехова и Крепостным, улицами Горького и Станиславского.

Рядом имелись два форштадта (поселение за крепостной стеной, предместье): Доломановский и Солдатский, которые закрепились вдоль берега Дона от переулка Доломановского до проспекта Ворошиловского.

Атаман Данила Ефремов, посмертный портрет (конец XVIII века), автор неизвестен. Военная энциклопедия под ред. В. Ф. Новицкого и др.
Атаман Данила Ефремов, посмертный портрет (конец XVIII века), автор неизвестен. Военная энциклопедия под ред. В. Ф. Новицкого и др. Фото: Commons.wikimedia.org

Внутри крепости, согласно плану, было семь продольных и семь поперечных улиц, которые со временем застроили зданиями разного назначения: для размещения гарнизона, хранения запасов оружия и провианта.

Гарнизон насчитывал более четырёх тысяч человек, ещё тысяча проживала в окрестных слободах.

6 апреля 1761 года указом Елизаветы Петровны крепости было дано имя митрополита Ростовского и Ярославского Димитрия, которого русская православная церковь причислила к лику святых.

Позже название трансформировалось: крепость Димитрия Ростовского, Ростовская крепость, просто Ростов. Наконец, чтобы отличить этот форпост на берегу Дона от древнего Ростова Великого, что под Ярославлем, стали называть его Ростов-на-Дону.

Интересно, что крепость не сделала ни единого выстрела. А к концу XVIII века, в связи с присоединением Причерноморья к России, и вовсе утратила своё стратегическое значение. Укрепления срыли, а территория отошла к городу.

В 1797 году поселение при крепости получило статус города. Гарнизон и военное имущество Ростовской крепости в 1835 году переведены в Анапу.

Памятник основателям крепости Димитрия Ростовского на пересечении Большой Садовой улицы и переулка Крепостного.
Памятник основателям крепости Димитрия Ростовского на пересечении Большой Садовой улицы и переулка Крепостного. Атаман Данила Ефремов сидит на пороховой бочке. Фото: Commons.wikimedia.org/ БИБЛИОТЕКАРЬ

Нахичевань-на-Дону

В 1779 году к востоку от крепости армяне, выходцы с Крымского полуострова, основали город Нор-Нахичеван (Нахичевань-на-Дону).

Здесь обосновались городские жители Крыма, а сельское население осело в окрестностях города – в сёлах Чалтырь, Топти (Крым), Мец Сала (Большие Салы), Султан Сала и Несвита (Несветай).

9 августа 1797 года крепость и Нахичевань вошли в состав Ростовского уезда. Ростов становится уездным городом Новороссийской, а с 1802 года – Екатеринославской губернии.

«Ворота Северного Кавказа»

В 2017 году ростовчане отметят 268-летие донской столицы. Но нынешнее название город получил только в 1806 году.

К своему 100-летию этот населённый пункт насчитывал уже около 15 тысяч жителей.

К 1850-м годам Ростов-на-Дону прославился на всю страну своими ежегодными ярмарками: Вознесенской и Успенско-Богородицкой. На них ростовчане торговали кожей и лошадьми, чаем и хлебом, тканями и табаком. В избытке были донские рыба и вино.

В 1870 году через Ростов прошла железная дорога, связавшая его с Харьковом и Москвой, в 1875-м с Владикавказом. В конце XIX века Ростов-на-Дону становится одним из самых больших городов России. За ним закрепляется звание «Ворота Северного Кавказа», поскольку в то время не было других железнодорожных путей для транспортировки пассажиров и грузов в южном направлении, кроме тех, что проходили через Ростов.

К началу XX века в городе насчитывалось около 140 промышленных предприятий на которых трудились около 15 тысяч работников.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Самое интересное в регионах

Актуальные вопросы

  1. За что ростовчанина сняли с самолёта в Волгограде?
  2. Когда закончится ремонт тротуаров на Садовой в Ростове?
  3. Когда закроют старый аэропорт Ростова-на-Дону?
  4. Как назвали тигрёнка, родившегося в Ростовском зоопарке?
  5. Донская спортсменка вернула олимпийскую медаль?
  6. Что завещали потомкам донские коммунисты?
  7. Кто занял место оскандалившегося министра культуры в Ростовской области?
  8. Правда, что в Адыгее алкоголем отравилась семья ростовчан?
  9. Ростовский аэропорт «Платов» будет открыт 27 ноября?
  10. Специалисты «Гринпис» усомнились в чистоте ростовского воздуха?

Как часто вы бываете на набережной Ростова-на-Дону?