АиФ - РостовЮлия Стус 0 4109

«28 смен подряд жуткого баскетбола». Как снимали фильм «Движение вверх»

Обувь на платформе, заниженное кольцо, выдумка про икру и реальная грузинская чача, оператор на роликах и шесть кинокамер на съемочной площадке – «АиФ на Дону» о деталях, актерах и атмосфере создания российского спортивного блокбастера.

Кузьма Сапрыкин и Иван Колесников раздают автографы ростовчанам.
Кузьма Сапрыкин и Иван Колесников раздают автографы ростовчанам. © / Киноцентр "Большой"

Секретами съёмок фильма «Движение вверх», который увидели уже почти 10 миллионов человек, со зрителями недавно поделились актёры Иван Колесников и Кузьма Сапрыкин.

В фойе киноцентра «Большой» в Ростове они целый час раздавали автографы и отвечали на вопросы горожан.

На встрече побывала корреспондент «АиФ на Дону» Юлия Стус.

Досье

Иван Колесников снялся в фильме в роли Александра Белова. Броском на последней секунде игрок решил исход финального матча Олимпиады-1972 и принес команде СССР победу над баскетбольной сборной США.

Кузьма Сапрыкин сыграл Ивана Едешко – автора того самого «золотого паса», который блистательно реализовал Александр Белов.

«Ура!» на разрыв аорты

Снять фильм о победе советской сборной по баскетболу на Олимпиаде 1972 года режиссёр фильма Антон Мегердичев задумал ещё в 2013 году. Больше года длился кастинг актёров – на каждую роль отсматривались сотни претендентов.

«А потом начались тренировки, - делится со зрителями Иван Колесников, который до этого никогда в баскетбол не играл. В отличие от Кузьмы Сапрыкина, снимавшегося без дублёров. – У меня их было по две в день в зале. И так полгода.

Но тяжело было не только в ученье. «В бою» оказалось не легче:

«Съёмочный день начинался в шесть-семь утра, - вспоминают актёры. – Снимать стали с финальной сцены. Это было 28 смен подряд жуткого баскетбола. Двенадцать часов без перерыва все стучали мячами, и это невозможно было выдержать. Особенно окружающим. В финальной сцене только крики «Ура!» на разрыв аорты снимали 12 часов подряд.

Кузьма Сапрыкин и Иван Колесников на встрече с ростовскими зрителями.
Кузьма Сапрыкин и Иван Колесников на встрече со зрителями. Фото: Киноцентр "Большой"

Работало шесть команд операторов и шесть камер. Такого в отечественной киноиндустрии ещё не было. Четыре камеры фиксировали крупный план. Отдельная отвечала за рост и всевозможные ракурсы.

Специальная камера была для съёмки соперников сборной СССР. Под потолком на тросах висела «камера-паук». Оператор-постановщик Игорь Гринякин работал, катаясь на роликах между игроков.

У спортивного кино есть свои особенности.

«В обычном кино есть сцена. Она длится 2-3 минуты. Ты в неё вошёл и отыграл, - говорит Иван. - Здесь же у тебя лишь 2-3 секунды. Ты должен успеть не только провести мяч, но и ещё что-то там сыграть – драму, восторг, напряжение. Выполнить задачу, которую тебе поставил режиссер. И это очень тяжело».

А Кузьма добавляет: «Мы столько сняли материала, что никто из нас не понимал, какое кино получится после монтажа. И в итоге, когда я его посмотрел, я понял, что мы сделали действительно крутой фильм».

Ложь и лицедейство

«Когда мы идём в кино или театр, мы идём за эмоциями, заведомо зная, что нас обманут. Вы с этим согласны?», - спросили зрители актёров.

«Конечно, мы врём. Наша профессия - это же лицедейство, - соглашается Колесников. - Ты врёшь хотя бы уже потому, что с тобой этого не происходило. Но в этом есть смысл. Ту правду жизни, которая существует, мы и так знаем. Смотреть это по телевизору или в кино ещё раз, мне, например, не хочется. Хотелось бы, чтобы меня обманули. Но чтобы через этот обман ты вынес для себя что-то полезное».

Об этой «издержке профессии» Кузьму Сапрыкина предупреждал и его отец: «Мой папа, тоже актёр, говорил мне: «Кузьма, мы всё равно врём. Мы врём зрителю, но делать это нужно талантливо».

Что ещё осталось за кадром? Например, то, что у наших актёров была специальная обувь на платформе, которая делала их выше на 10 сантиметров. А баскетбольное кольцо для них опускали значительно ниже положенного. В то время, как американские артисты из Лос-Анджелеса, снимавшиеся в фильме, все до одного умели играть в баскетбол и были под два метра роста. 

«Они реально играли в баскетбол и в то же время были актёрами. Они были просто гиганты против нас, - вспоминают Иван и Кузьма. – Мы все очень подружились. Ребята очень толерантно относились к этой истории. Разговор о реальной игре и её результатах даже не заходил».

Актеры главной кинопремтеры 2017 года в Ростве-на-Дону
Актеры главной кинопремьеры 2017 года в Ростве-на-Дону Фото: АиФ-Ростов/ Юлия Стус

Как известно, американцы не признали результат олимпийского матча 1972 года. И не признают до сих пор.

Сколько раз вы посмотрели фильм «Движение вверх»?

«То, что американские спортсмены отнеслись к своему поражению именно так и то, что они переживают – это нормально и даже правильно, - уверен Иван Колесников. - Ведь американцы – реально самые сильные в мире в этом виде спорта. Глупо это отрицать. И то, что самые сильные в мире люди проиграли, они естественно по этому поводу переживают. Это нормально, хотя бы в силу того, что это спорт».

Вино и чача под столом

Сцена, где советские спортсмены играют с уличными баскетболистами в США – тоже выдумка. Нужно было как-то показать выезд в Америку, и жизнь наших спортсменов там. В фильме это - один из запоминающихся фрагментов. Потому, что он - яркий, живой и человечный.

А вот в Германию съёмочная группа не ездила – всё снималось в Москве. Но декорации и компьютерная графика сделаны так, что у зрителя есть реальное ощущение, что действие происходит в Мюнхене.

А ещё на съёмочной площадке было очень много юмора.

«Ну просто очень. Ни минуты не было без смеха, – вспоминают актёры. - Надо понимать, что это мужская история. В фильме заняты в основном мужчины. Это была такая одна большая казарма. Где мы говорили на определенные темы, смеялись на определенные темы.

И это было реально смешно. Даже когда мы снимали баскетбол. И особенно, когда ездили в Грузию. Когда снимали свадьбу, вся массовка была пьяная. Снималось местное население и под столом они наливали себе кто вино, кто чачу. К концу съёмок атмосфера свадьбы была полной».

Но реальна только сама атмосфера. В советское время в принципе было невозможно, чтобы сборная Союза вдруг поменяла планы и отправилась на сборы в Грузию. Спорткомитет никогда бы отпустил на свадьбу всю команду.

Так что, относительно правды о самом событии и его исторической достоверности спорить можно много и долго. Но факт победы сборной СССР над сборной США остаётся фактом. А в остальном…

«Тогда игра была совсем другая, - говорит Иван Колесников. - Поэтому, если бы мы сняли этот фильм так, как это было по-настоящему, боюсь, что это было бы скучно». 

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Правда, что на Дону откроют уникальный детский технопарк?
  2. Когда в 2018 году праздник Троицы?
  3. Опасно ли для людей нашествие комаров в окрестностях Таганрога?
  4. Как накажут владельцев отелей, повысивших цены перед мундиалем?
  5. Заплатит ли страховая компания, если автомобиль пострадал от града?
Самое интересное в регионах

Сколько раз вы посмотрели фильм «Движение вверх»?