aif.ru counter
Светлана ЛомакинаАиФ - Ростов 810

«Нет пафоса, но есть понты». Эксперт о том, что такое ростовский характер

Какие экскурсии по Ростову самые популярные, что должен знать гид и что ему делать, если у него нет ответа на вопрос, где учат на экскурсоводов и что надо сделать, чтобы туристы хотели ехать в южную столицу, рассказывают «АиФ на Дону».

В 2018 году в Ростове-на-Дону побывало более миллиона туристов.
В 2018 году в Ростове-на-Дону побывало более миллиона туристов. © / АиФ

В 2018 году в Ростове-на-Дону побывало более миллиона туристов. Цифра кажется внушительной, но по сравнению с другими городами она не велика, донская столица всего на 27 месте. Лидеры всё те же: Москва, Питер, Сочи и Казань.

Ростовчанам обидно, потому что они видят свой регион очень привлекательными. А иногда даже чертовски привлекательным - такой уж у нас характер. Именно о ростовском характере, а также экскурсиях и проблемах турсферы мы поговорили с руководителем экскурсионного бюро «Ваш персональный гид», координатором всероссийских и международных культурных проектов Алексеем Павловским.

Когда спрос родил предложение

Светлана Ломакина, «АиФ на Дону»: Алексей, экскурсии у вас необычные. Я, к примеру, помню, как вы катали народ в трамвае и рассказывали про Старый Ростов. Как началась эта экскурсионная история?

Алексей Павловский: Я по большому счёту - дилетант, хотя со стороны можно подумать, что знаток русского языка, кино и истории города. По профессии я юрист, но если чем-то интересуюсь, то начинаю погружаться в тему. Меня всегда волновал мой город: что это за здания? а почему люди здесь говорят именно так? Живу-то я здесь с рождения, но каждое лето ездил в Белоруссию, а там всё другое. Контраст рождал вопросы. Наверное, так всё и началось.

Потом я работал журналистом, познакомился с историком Сергеем Кисиным - от него и «опылился». А 10 лет назад, когда уже занимался рекламой и продвижением, возник PR-проект, предполагавший проведение серии экскурсий. Мы с Кисиным разработали маршруты, придумали, как это интересно, непресно подать и всё прошло очень удачно. Люди подходили и спрашивали: будут ли ещё экскурсии? Обращались, просили. И мы поняли, что надо делать экскурсионное бюро. Дополнили линейку предложений и работаем. Нас в бюро всего трое, но я знаю уровень других экскурсоводов, когда большие заказы, мы привлекаем лучших из них.

Алексей Павловский
Алексей Павловский: меня всегда волновал мой город. Фото: Из личного архива Алексея Павловского

- Какие экскурсии самые популярные, а какие заказывают неохотно?

- Самая популярная, конечно, обзорная, вторая - «Ростов-папа», на третьем месте истории о купцах. Мёртвым грузом висит «Легенды и мифы крепости Димитрия Ростовского», посвященная первому этапу формирования города. Эта экскурсия создавалась, когда мы ещё не знали спрос, а потом  поняли, что как отдельная экскурсия она никому не интересна, а как добавочный элемент - вполне. Или экскурсия «Город воинской славы» - она сезонная, заказывают её ко Дню Победы.  

«Бывали мы в той Москве»

- Какие вопросы задают чаще всего?

- Если говорить о приезжих, то чаще всего это не исторические вопросы. Людей интересует современная жизнь города. Где работают ростовчане? Сколько стоит квартира? Какая средняя зарплата? Где вкусно поесть и куда сходить погулять вечером? Поэтому какой бы ни была основная тема экскурсии, гид должен знать свой город с разных сторон и быть готовым к самым неожиданным поворотам.

- А если гид не знает ответа на вопрос?

- Тогда надо поблагодарить за оригинальный вопрос и пообещать, что попробуешь найти ответ на него в архивах или у специалистов. Всегда же можно продолжить общение через электронную почту. Но чаще всего достаточно небольшой паузы, чтобы найти ответ во вспомогательной карточке или в интернете. У нас экскурсии получаются в большей степени не исторические, а культурологические - о том, как город стал таким, какой он есть, поэтому очень сложных вопросов я не вспомню.

- Тогда что такое ростовский характер?

- У ростовчан нет комплекса провинциала. «Бывали мы в той Москве. Красиво, нарядно, но не по-нашенски» - обычный отзыв. Мы открыты, но чувствуем неискренность. Очень любим свой город - не слепо, а, видя все недостатки; но пусть только попробует приезжий покритиковать, мало ему не покажется. Мы сибариты: любим и умеем красиво и вкусно жить. В Ростове отсутствует пафос, но есть понты. В том смысле, что лучше займём, но дадим шику, если есть для кого. И, очень важно, в нашем городе воюют в крайнем случае, здесь предпочитают договариваться.

- Алексей, ассоциация экскурсоводов в прошлом году выступила с предложением об аттестации экскурсоводов, а вы были против. Почему?

- Да, я ответил, что это достаточно странно - захотеть, чтобы тебя аттестовывали. Допустим, ассоциация рестораторов скажет: давайте введём ежемесячные проверки СЭС или журналисты каждые полгода захотят сдавать экзамен по русскому языку. Если бы это ввели, то мне и моим экскурсоводам пришлось бы регулярно сдавать экзамен, платить какую-то пошлину. Зачем? Их аргумент - это очистит рынок от непрофессионалов. Действительно,  есть совсем уж любители. Как-то в Старочеркасской я шёл мимо группы экскурсантов и услышал: «А вот тот самый Дед Щукарь, который был в «Тихом Доне» у Шолохова». Да, это неприятно. Но у меня мысли не возникло бежать к нему и кричать: вы непрофессионал! Образованные гости города его поправят, необразованные всё равно эту деталь не запомнят, но, наверное, вынесут для себя что-то другое полезное. В наше время всё устроено так, что в интернете есть отзывы и благодаря им хороший гид всегда будет востребованным.

Дилеры от лингвистики

- У нас где-то учат на экскурсоводов?

- Да, в ЮФУ, в Институте истории и международных отношений. Кстати, студенты проводят регулярные бесплатные экскурсии, обкатывают на желающих свои возможности. Ну почему нет? Это тоже интересно.

- Алексей, вы говорили, что среди заказчиков экскурсий ростовчан и гостей города примерно 50 на 50.  О чём спрашивают ростовчане?

-  Больше всего и ростовчан, и гостей радует лингвистика - то, как мы говорим. Многие местные словечки, которые я ввожу в экскурсии, я узнал именно из живого общения. Слово «под расчёт», к примеру, заметили приезжие. Наши же делятся историями семей, воспоминаниями, что где раньше было. А из странных вопросов - это избы. Приезжие из других стран требуют, чтобы я их показал. Так было, когда к нам во время Чемпионата мира по футболу приехали мексиканские блогеры. Сколько бы я не объяснял, что у нас их быть не может, но у них-то в программе они были! Значит: из-бы! из-бы! Это было непросто (смеётся).

- Вы организовали массу больших и малых фестивалей. И кино, и книги, и «Рио-Рита». Но меня больше всего интересует РУфест, потому что аналогов ему нет. Как так вышло, что вы собрали таких крутых филологов в Ростове?

- Началось всё с Тотального диктанта. Я всегда очень внимательно относился к русскому языку, долгое время работал редактором, русский язык - ещё одно моё увлечение. В какой-то момент наткнулся на сайт Тотального диктанта, тогда в проекте всего было 11 городов (сейчас их более 800 на всех континентах). Среди этих 11 Ростова-на-Дону не было, но была надпись «Не нашёл своего города, проведи диктант сам». Ну а чего мне стоило провести диктант? Я к тому времени уже ушел из редакции, работал пиарщиком, организовывал многие мероприятия.

Первый Тотальный диктант в Ростове подготовил за 10 дней - 80 человек его писали. Через год их было уже триста, а два года назад, когда я оставил проект, - полторы тысячи. Мы, как наркодилеры от лингвистики, дали попробовать, люди втянулись и пошло, пошло. Из Тотального диктанта родился фестиваль грамотного общения «РУфест»: предложил из филологов делать звёзд. Мы пригласили ведущих лингвистов, организовали фестиваль популяризации знаний о русском языке, придумали интересную программу. И специально делали упор на то, что это не научно-практические лекции, а про живой язык, про то, что происходит вокруг. Нужно отдать должное нашим звёздам - приезжают они из чистого альтруизма, пишут о фестивале в соцсетях, постят фоточки и уже вся Россия знает, когда ещё везде снег, в Ростове уже солнце, деревья в цвету и замечательный праздник русского языка.

- Возвращаясь к главному вопросу: что надо сделать, чтобы к нам хотели ехать?

- Мне кажется, что это не правильный посыл - что-то делать для туристов. Надо для себя делать город удобным, красивым, интересным. Это главное. А чтобы ехали туристы, нужно снижать их расходы. Выходные в Ростове с перелётом и проживанием на двоих могут обойтись в 25-30 тысяч рублей. За эти деньги люди лучше в Турции отдохнут. Если говорить об экскурсиях, то дорого стоит транспорт. Вот здесь я был бы за лицензирование экскурсоводов, если бы эти расходы субсидировались, что позволяло бы делать дешевле туры. Потом у нас же невозможно припарковать автобус с экскурсантами на той же набережной или на Пушкинской. На Театральной площади висит запрещающий знак. Смотровая площадка у памятника Стачки – для меня яркий пример. На вопросы властей «чем вам помочь?» я много лет на разных форумах предлагаю сделать заездной карман для автобусов, чтобы они не стояли на проезжей части. Это не стоит ничего - нужно только убрать бордюрчик. Ну и хорошо бы, если бы туалеты стояли. Власти меняются, а этот мелкий вопрос всё ещё актуален.  



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Что взорвалось в районе Ростовской АЭС?
  2. Почему загорелся Музыкальный театр в Ростове?
  3. Почему часто стали убегать за границу ростовские полицейские?
  4. Каковы первые признаки крымской лихорадки, которую переносят клещи?
  5. Кто поможет ФК «Ростов» выйти в еврокубки?
Самое интересное в регионах
Роскачество
Сколько псевдонимов Антона Чехова вы знаете?