Ирина ПРИЛУЦКАЯ 4 2943

Сколько стоит талант? Печальные мелодии ростовских музыкантов

«АиФ на Дону» выяснил, почему донская столица страдает непрофессионализмом в сфере музыкального менеджмента и превращается в периферийный музыкальный город.

Филипп Иващенко / АиФ

- В основном в нашей профессии остаются лишь те, кто, любя музыку, согласен добровольно обречь себя на возможную бедность. Хорошо зарабатывают музыканты в столичных оркестрах или за рубежом, куда уезжают многие наши выдающиеся выпускники. А в Ростове у них небольшой выбор - или музтеатр, или оркестр филармонии, - считает Александр Данилов, народный артист России, профессор и бывший ректор Ростовской консерватории.

Кто душит культуру, сколько стоит талант и есть ли будущее у молодых дарований, наш разговор.

Марш бюрократов

- Александр Степанович, ещё не так давно музыкальное воспитание было традицией. Почему современные дети перестали заниматься музыкой?

- Детское музыкальное образование имело свои недостатки ещё в советское время, и эта тенденция сохраняется до сих пор: часто педагоги «засушивают» ребёнка гаммами, бесконечными упражнениями, не развивая в нём творческого начала, воображения. Поэтому многие ребята не выдерживают, бросают заниматься. Конечно, далеко не все ученики музыкальных школ должны становиться профессионалами: основную массу всегда ориентировали на получение художественного опыта, приобщение к прекрасному. Но теперь и престиж профессии потерян: всё больше родителей категорически против того, чтобы ребёнок посвятил жизнь музыке. Это очень непросто: чтобы стать профессионалом, нужно всю жизнь заниматься по нескольку часов в день. Но как оценивается этот титанический труд в симфоническом оркестре нашей филармонии? Средний оклад музыкантов - всего 14 - 15 тысяч рублей. А ведь там играют лучшие!

Средний оклад в оркестре филармонии - 15 тысяч рублей. Фото: АиФ/ Филипп Иващенко

Кроме того, музыкальное образование в последние 10 - 15 лет губят формализация и бюрократизация всего учебного процесса, начиная с музыкальной школы и заканчивая консерваторией. Немыслимо, чтобы одинаковые требования предъявлялись и к ветеринарному вузу, и к художественному. Это то, из-за чего я в своё время ушёл с поста ректора: по результатам мониторинга Минобразования нашу консерваторию внесли в список неэффективных вузов. Написал критичное открытое письмо на имя сразу двух федеральных министров - образования и культуры. Кто-то должен был на это решиться. Конечно, вскоре после этого власти ответили, что мониторинг действительно не учёл специфики художественного вуза, но репутации консерватории был нанесён непоправимый ущерб. Ну как можно оценивать качество подготовки музыкантов по критериям «финансовая состоятельность», «финансирование науки», «сдача вступительных экзаменов по результатам ЕГЭ»? И это проблема не только консерватории. Система высшего образования развалена псевдореформами. Любой вуз с утра до вечера занимается отписками. Эти тонны бумаг и бесконечные мониторинги абсолютно не работают на качество подготовки специалистов. Повышение квалификации для преподавателей музыкальных школ и училищ - тоже формальность. В последние 20 лет значительно сократилось количество музыкальных школ. Не налажена система повышения квалификации педагогов, критерии оценки их работы формализованы. Всё сводится к участию учеников в конкурсах, которых сейчас такое количество, что смысл состязания совершенно потерялся. В кого ни ткни, даже самый средненький ученик - лауреат всевозможных конкурсов. Но эти победы ничего не стоят.

- В среднеобразовательных школах музыкальное воспитание тоже глубоко запущено...

- Его попросту нет. Музыка стала дисциплиной по выбору, нет ни уроков пения, ни хоров, ни школьных оркестров. Вот недавно министерство нам передало программу развития музыкального образования до 2020 года. Наконец зашла речь о том, что нужно вернуться к старой системе, взяться за школы и детские сады. Хотелось бы надеяться, что за этими правильными словами последуют дела. Но ведь в нашем государстве многое декларируется, а мало что делается.

Талантливых ребят очень много, особенно на периферии, где с ними некому заниматься. При консерваториях должны быть центральные музыкальные школы-интернаты для одарённых детей. В 92-м году я организовал такую при консерватории в Ростове, но она до сих пор ютится в студенческом общежитии. По-хорошему нам тоже нужен интернат, чтобы могли приезжать дети со всей области и из других регионов Юга России. Таким образом музыкальную элиту воспитывают в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске.

Культ невежества

- Имена многих ваших воспитанников гремят на весь мир. Но есть ли будущее у нынешних талантливых выпускников консерватории?

- Уехали за рубеж наши замечательные Анна Винницкая, Юлия Чаплина, Анна Булкина, Наталья Ткаченко. Недавно закончили консерваторию Петя Горобец и Коля Шаламов - очень талантливые ребята. Ну какое у них здесь будущее? Наша филармония далека от современного музыкального менеджмента. Вместо того чтобы взять на вооружение профессиональную компетентность и передовой опыт лучших филармоний России, она работает по принципу проката зала.

Чтобы стать профессионалом, нужно заниматься по нескольку часов в день. Фото: АиФ/ Филипп Иващенко

Нынешний директор не имеет никакого отношения ни к музыке, ни к музыкальному бизнесу. А ведь это очень специфическая деятельность: нужно уметь оценивать уровень музыканта, его перспективы. Тот же Саша Яковлев, наш пианист, востребованный во всём мире, три года назад предложил провести свой концерт, но руководство ему поручило самому заниматься организацией, оплатив аренду. Подобные кадровые назначения говорят о том, как администрация области и Министерство культуры относятся к искусству. От этого страдают и творческие коллективы. Мы с большим трудом пригласили в симфонический оркестр филармонии Александра Поляничко, известнейшего в России и мире дирижёра. Но он, проработав здесь три года, понял, что ничего не добьётся, и заявил, что уходит.

Или взять Ансамбль песни и пляски донских казаков: когда умер его руководитель, Анатолий Квасов, надо было сразу искать замену, чтобы удержать профессиональный уровень коллектива. Я был на их последнем концерте и могу сказать, что теперь хор - это просто плохая художественная самодеятельность. Беготня в шароварах, с гиканьем и шумом создают эффект первозданности и яркости, но к академическому статусу коллектива не имеют отношения.

Это нонсенс: в Ростове никогда не было такого безвременья и непрофессионализма в сфере музыкального менеджмента. Мы превращаемся в периферийный музыкальный город.

- Любовь к музыке, как и к любому искусству, начинается с семьи...

- Сейчас модно отдавать детей, особенно девочек, на эстрадное пение, но какие песни они поют? Телевидение зачастую транслирует развязность и серость, и кумирами становятся безголосые представители поп-музыки и гламура. Это плохой пример для подражания. Я бы не назвал подобную телевизионную «жвачку» способом воспитания высокой музыкальной культуры.

Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. dmitri semyonov
    |
    22:58
    17.12.2014
    2
    +
    -
    Присоединяюсь к мнению своего коллеги!Я лично от невозможности иметь достойный заработок в свой профессии,вообще был вынужден уехать из России за границу...Чего при нормальной жизни на родине,никогда бы не сделал!А очень хотелось бы вернуться и жить,петь в театре-я оперный певец и чувствовать себя нужным в России и быть спокойным за будущее!Дай бог нам всем удачи!С уважением к моим коллегам,Дмитрий Семенов-солист Иерусалимской оперы!
  2. tavrigor
    |
    21:39
    17.12.2014
    2
    +
    -
    Александр Степанович прав, как всегда. И нас, недобитую интеллигенцию всё же добивают. Чего хочет правительство от культуры и нужна ли она ей вообще. Это главный вопрос. Правительству и обл администрации известно, что преподаватели консерватории еле выживают на свои гроши? А куда деваются деньги от оплаты студентов не бюджетников. Одни парадоксы. 20-30 лет назад несомненно, престиж профессии имелся и зарплаты были достойны и никакого платного образования. Сейчас же 120.000р. со студента в год, таких студентов вместе с заочниками 50% (могу незначительно ошибаться). В целом от специфики творческого ВУЗа, в связи с безграмотными псевдореформами многое осталось, но даже на вступительных для одарённых абитуръентов придуманы такие препятствия, что страшно к себе было бы это применить. Про рабочие места для музыкантов вообще говорить нечего. Творчески реализовывать талант негде. Нужен ещё один музыкальный театр, который, кстати всегда имеет аншлаги. Так что пора прекращать эту привилегированную административную монополию. Молодёжи негде петь, музыкантам негде играть . Отсутствие органного зала вообще позор, хотя ростовчане мечтают о нём не один десяток лет. И конечно на административные посты надо ставить настоящих музыкантов, которые исповедуют принцип "не навреди", несомненно деятельных и инициативных, способных отстаивать ВСЕ интересы музыкальной специфики и оплаты труда. Я находился вне ростовской музыкальной жизни всего 10 лет. Она в жалком состоянии. Потеряла свою былую приверженность, и попирают её со всех сторон от власти до собственных управляющих администраций. Преподаватель консерватории Игорь Тавровский.
Комментарии (4)
  1. tavrigor
    |
    21:39
    17.12.2014
    2
    +
    -
    Александр Степанович прав, как всегда. И нас, недобитую интеллигенцию всё же добивают. Чего хочет правительство от культуры и нужна ли она ей вообще. Это главный вопрос. Правительству и обл администрации известно, что преподаватели консерватории еле выживают на свои гроши? А куда деваются деньги от оплаты студентов не бюджетников. Одни парадоксы. 20-30 лет назад несомненно, престиж профессии имелся и зарплаты были достойны и никакого платного образования. Сейчас же 120.000р. со студента в год, таких студентов вместе с заочниками 50% (могу незначительно ошибаться). В целом от специфики творческого ВУЗа, в связи с безграмотными псевдореформами многое осталось, но даже на вступительных для одарённых абитуръентов придуманы такие препятствия, что страшно к себе было бы это применить. Про рабочие места для музыкантов вообще говорить нечего. Творчески реализовывать талант негде. Нужен ещё один музыкальный театр, который, кстати всегда имеет аншлаги. Так что пора прекращать эту привилегированную административную монополию. Молодёжи негде петь, музыкантам негде играть . Отсутствие органного зала вообще позор, хотя ростовчане мечтают о нём не один десяток лет. И конечно на административные посты надо ставить настоящих музыкантов, которые исповедуют принцип "не навреди", несомненно деятельных и инициативных, способных отстаивать ВСЕ интересы музыкальной специфики и оплаты труда. Я находился вне ростовской музыкальной жизни всего 10 лет. Она в жалком состоянии. Потеряла свою былую приверженность, и попирают её со всех сторон от власти до собственных управляющих администраций. Преподаватель консерватории Игорь Тавровский.
  2. tavrigor
    |
    21:54
    17.12.2014
    2
    +
    -
    Коллеги, присоединяйтесь! Что мы оставляем нашим студентам? Какую музыкальную среду? Неужели они учатся с детства, чтобы потом поменять профессию, потому что невозможно ни создать семью ни просто выжить?
  3. dmitri semyonov
    |
    22:58
    17.12.2014
    2
    +
    -
    Присоединяюсь к мнению своего коллеги!Я лично от невозможности иметь достойный заработок в свой профессии,вообще был вынужден уехать из России за границу...Чего при нормальной жизни на родине,никогда бы не сделал!А очень хотелось бы вернуться и жить,петь в театре-я оперный певец и чувствовать себя нужным в России и быть спокойным за будущее!Дай бог нам всем удачи!С уважением к моим коллегам,Дмитрий Семенов-солист Иерусалимской оперы!
  4. Yelena
    |
    01:18
    18.12.2014
    1
    +
    -
    Присоединяюсь к вам, коллеги. Имея в своё время возможность остаться жить и работать в Германии после обучения в нашей консерватории я все-таки осталась здесь, в России. И до определенного момента считала, что поступила правильно. Правда, в последнее время все больше убеждаюсь, что пережив лихие 90-е сейчас культура находится в совсем плачевном состоянии. Работая в школе и колледже могу констатировать абсолютно идентичные трудности, что и в консерватории: финансирование учреждений культуры по остаточному принципу, отсутствие поддержки развития материальной базы, полная негодность и устаревание музыкального инструментария, наплевательское отношение к сохранению и привлечению лучших энергичных творческих кадров, подмена творчества непрерывным производством бездарных бюрократических документов. Целенаправленно ведется сокращение музыкальных школ, перепрофилирование их в школы искусств с сокращением музыкальных отделений и вместо них развитием различных эстрадно-развлекательных направлений не оставляет место сохранению лучших мировых традиций классической музыки, являющихся нашим национальным достоянием. Пора объединяться и вместе бить тревогу. Если нечего не изменится наши потомки могут и не узнать о целом культурном пласте нашей страны, исчезающем и в последствии невосполнимом. Член Союза композиторов России Елена Николаева
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Когда в Ростове-на-Дону начнут строить метро?
  2. Станет ли «Ростов-Арена» домашним стадионом ФК «Ростов»?
  3. Ходят слухи, что в Шахтах молнией убило беременную женщину - это так?
  4. Правда, что у россиян будет ещё один выходной день?
  5. Правда, что на Дону самое большое количество незаконных свалок?
Самое интересное в регионах

Вы окунаетесь в купель на Крещение?